Приложение МААМ

Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях

Татьяна Смирнова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мыслительных процессов.

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь – значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка. В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:

1. развитие речи;

2. развитие интеллектуальных способностей;

3. развитие произвольности;

4. развитие познавательной активности;

5. развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук);

6. сформированность внутренней позиции школьника.

Помимо речевых особенностей, для таких детей характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью ( нарушены: внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие, воображение, артикуляционная и пальцевая моторика). Особенности речевого развития детей с ОНР откладывают отпечаток и на развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

Опыт работы в логоп. группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, коррекционную работу начинаю с устранения нарушений мелкой моторики рук. Для этого использую упражнения по развитию кинестетической основы движений рук, динамической координации рук в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений, а также активно использую упражнения с шипованными мячами, гранеными карандашами и др. с сопряженным проговариванием стихов.

Параллельно с развитием речи в коррекционной работе осуществляю и развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

На каждом индивидуальном и фронтальном занятии использую различный материал, который помогает решить эти задачи.

Так как особенности речевого развития детей с ОНР влекут за собой и недоразвитие высших психических функций, то и в содержание коррекционной работы включаю задания и на их развитие. Так, на индивидуальных и фронтальных занятиях я использую различные игры и упражнения на развитие :

- восприятия ( узнавать в определенных графических формах: чернильные пятна, каракули);

- внимания («Найди отличия», «найди два одинаковых предмета», наложенное изображение предметов и т. д.);

-памяти («Чего не стало?», «Назови указанную картинку», «День-ночь» и т. п.);

- мышления («Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Парные аналогии» и т. п.).

- пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги; воспроизведение серии ряда различных движений, пробы Хеда.

Приоритетные принципы коррекционно-речевой работы с детьми.

1. Индивидуализация.

Речевая работа в ходе индивидуальных занятий проводится в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методиками современных логопедов-практиков.

2. Разносторонность работы.

Я, как логопед направляю свою работу не только на устранение у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности.

3. Комплексность коррекционного воздействия.

Участники пед. процесса (пед. коллектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации жизни детей (создание обогащенной предметно-развивающей речевой среды в ДОУ и семье).

4. Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Учитывая все выше сказанное, можно видеть, что логопедическая работа, которую я веду, носит разносторонний характер. В коррекционном процессе учитываются не только речевые, но и индивидуальные особенности дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Моя работа, как логопеда, нацелена не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности. В этом и заключается залог успешности логопедического воздействия.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей в условиях ДОУ Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет, помогает понять,.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях
Опубликовано: 27 марта 2014 в 01:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смирнова (УИ 207697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД