Анна Чильдинова
Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: А. В. Чильдинова., учитель-дефектолог МАДОУ «ДСКВ №4» города Сосновоборска, Красноярского края.
Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности. У детей с нарушением зрения наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств. Что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включаться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяют поступательной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и его снижения испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением.
Публикация «Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Из вышесказанного следует, что для детей с патологией зрения необходимо организовывать и проводить индивидуальную и подгупповую коррекционно-развивающую деятельность по развитию социально-бытовой ориентировки.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанных с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Перспективное планирование специальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию социально-бытовой ориентировки с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Сентябрь
1-2 неделя ОБСЛЕДОВАНИЕ
3 неделя. Закреплять представления детей о детском саде, его назначении; напомнить правила поведения и общения с детьми и взрослыми. Тема: «Здравствуй,детский сад!»
4 неделя. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.
Тема: «Наши помошники-Глаза».
Октябрь
1 неделя. Продолжать знакомить детей с органами чувств. Закреплять представления о роли органа слуха в жизни человека.
Тема: «Наши помошники-Уши».
2 неделя. Закреплять представления детей о том, что уши-важный орган человека, продемонстрировать его возможности. Учить понимать, как возникают звуки.
Тема: «Уши слышать помогают, они звуки различают».
3 неделя. Продолжать знакомить детей с ролью органов чувств в жизни человека. Дать представление о функциях, о значении этого органа для человека, о том, что такое «обоняние».
Тема: «Наши помошники. Нос».
4 неделя. Закреплять представления детей о значении носа в жизни человека. Упражнять в узнавании по запаху разных продуктов. Учить детей быть осторожными при знакомстве с новыми запахами.
Тема: «Нужен носик, чтоб дышать, и чтоб запах различать.».
Ноябрь
1 неделя. Закреплять представления детей об индивидуальном облике человека: овал лица, форма и величина носа, форма бровей, цвет глаз и длина волос.
Тема: «Какие МЫ?».
2 неделя. Закреплять представления детей о человеческом облике: мимика, жесты, походка,осанка, голос,проявление эмоций.
Тема: «Мы такие разные!».
3 неделя. Закреплять у детей навыки вербального и невербального общения. Закреплять умение определять настроение человека по голосу, жестам,мимике. Упражнять в проявлении внимания, доброжелательности, заботливости к окружающим.
Тема «Учимся общаться!».
4 неделя. Познакомить детей с историей появления телефонной связи. Закреплять представления о телефонах разных видов (дисковый, кнопочный, мобильный, телефон –автомат) и правилах пользования ими. Упражнять в соблюдении правил общения по телефону.
Тема: «У меня зазвонил телефон».
Декабрь
1 неделя. Закреплять представления детей о семье, о составе семьи, домашних обязанностях каждого члена семьи.
Тема: «Мама, папа, я- вместе
Дружная семья!
2 неделя. Дать детям представления о праздничной сервировке стола. Формировать практические навыки праздничной сервировки стола.
Тема «Готовимся к встрече гостей!».
3 неделя. Закреплять представления детей о домашнем труде.
Упражнять в описании трудовых действий взрослых: по показу тифлопедагога, по сюжетной картине.
Тема: «Поможем Золушке убраться в доме».
4 неделя. Закреплять представление детей о стирке, этапах стирке (замачивание, стирка, полоскание).Развивать зрительно-осязательное восприятие в процессе сортировки предметов для стирки (белье, одежда, цветное и белое).Дать представление о стиральном порошке, его свойствах (сыпучий, белый. ароматизированный) и назначении.
Тема: «Не мешайте нам трудиться, стирка срочная у нас».
Январь
1 неделя. Закреплять знание детьми последовательности дней недели, их названия, понимание их протяженности, цикличности.
Закреплять знания о последующих и предыдущих днях недели.
Закреплять представления детей о календаре, умение пользоваться календарем.
Тема: «Дни недели».
2 неделя. Закреплять представления детей о времени,его роли в жизни человека, представления о протяженности времени.
Закреплять представления детей о часах, их видах и функциональном назначении. Упражнять в определении времени по часам.
Тема: «Что такое Время?»
3 неделя. Закреплять и обобщить знания детей о разнообразных зеркалах, их свойствах, назначении. Закреплять правила пользования зеркалом. Упражнять во внимательном рассматривании себя в зеркале.
Упражнять в ответах на вопросы о своей внешности.
Тема: «Путешествие в страну зеркал».
4 неделя. Закреплять представления детей о книге, о разных видах книг, их назначении: книга-игрушка, учебник, раскраска. Закреплять представления о материалах, из которых изготавливают книги (картон, толстая и тонкая бумага)Упражнять в описании правил обращения с книгой.
Тема: «Книги- наши друзья».
Февраль
1 неделя. Дать детям представления о библиотеке, о труде библиотекаря.
Показать некоторые отделы библиотеки, книги, которые в них хранятся.
Тема: «Экскурсия в библиотеку».
2 неделя. Закреплять умение детей аккуратно развешивать одежду в шкафу. Развивать умение дополнять зрительное восприятие осязанием при обследовании предметов одежды. Показать детям элементарные приемы чистки одежды, какие щетки при этом используются, в каком направлении чистить одежду.
Тема: «Уход за одеждой».
3 неделя. Познакомить детей со средствами ухода за обувью (крем для обуви, губка, щетка) ,их назначением. Формировать умение ухаживать за обувью; мыть,протирать губкой, ставить сушить.
Тема: «Как правильно ухаживать за обувью».
4 неделя. Закреплять представления детей о профессии врача (офтальмолога).Закрепить знания детей о предметах, необходимых врачу-офтальмологу.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Кем быть?».
Март
1 неделя. Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар.
Закреплять понимание детьми назначения светофора, дорожных знаков, их роли в движении машин и пешеходов. Учить рассказывать о правилах поведения на улицах.
Тема: «Нам на улице не страшно.»
2 неделя. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о правилах поведения на улице города. Упражнять в различении звуков улицы. Учить ориентироваться в районе, в котором находится детский сад.
Тема: «Дом,улица,город».
3 неделя. Формировать представление у детей о некоторых общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин, школа).Дать представление о поведении, соответствующем тому, где человек находится. Упражнять в таком поведении в игровых упражнениях.
Тема: «Мой город».
4 неделя. Закреплять представления детей о бытовой технике (миксер,чайник,пылесос,о функциональном назначении и правилах пользования. Учить понимать связь назначения предмета с материалом, из которого он сделан.
Тема: «Помощники в хозяйстве. Бытовая техника».
Апрель
1 неделя. Закреплять знания детей о профессии пожарного, о ее значении для окружающих людей.
Воспитывать осторожность в обращении с огнем и понимание того, что огонь-это друг и опасность.
Тема: «Помни каждый гражданин этот номер «01».
2 неделя. Закреплять представления детей о школе, о людях, которые там работают. Закреплять представления о школьных принадлежностях
(пенал,карандаши, ручка….,о назначении каждого предмета.
Упражнять в описании школьных принадлежностей и обьяснении их назначения.
Тема: «Скоро в школу мы пойдем».
3 неделя Обобщить знания детей о разнообразии материалов, из которых сделаны окружающие предметы и их свойствах.
Учить при обследовании предметов дополнять нарушенное зрение осязанием. Упражнять в узнавании предметов с помощью зрения и осязания.
Тема: «Бюро находок».
4 неделя. Формировать представления детей о школе, ее значимости в жизни человека. Вызвать интерес к школе, желание учиться.
Рассказать детям о работниках школы-учителях, их роли в жизни человека.
Тема: «Экскурсия в школу».
Май
1 неделя. Закреплять представления детей о школе, о людях, которые там работают.
Закреплять представления о школьных принадлежностях
(пенал, карандаши, ручка….,о назначении каждого предмета.
Упражнять в описании школьных принадлежностей и объяснении их назначения.
Тема: «Скоро в школу мы пойдем».
2 неделя. Учить детей осознанно пользоваться всеми анализаторами в процессе наблюдений природы.
Упражнять в узнавании различных объектов природы с помощью одного, двух и более анализаторов. Учить описывать все признаки наблюдаемых объектов природы, выделяемые с помощью зрения, осязания, обоняния (по вопросам и словесным образцам дефектолога)
Тема: «Как мы наблюдаем природу.
(на участке детского сада)».
3 неделя. Обобщить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, об их соответствии определенному сезону.
Упражнять в группировке этих предметов по назначению, материалу и сезону, в котором их используют. Учить выбирать предметы одежды для летнего отдыха. Упражнять в узнавании этих предметов с помощью зрения, тактильной чувствительности и активного осязания.
Тема: «Скоро лето».