Папки-передвижки

Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения

Анна Чильдинова
Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения

Автор: А. В. Чильдинова., учитель-дефектолог МАДОУ «ДСКВ №4» города Сосновоборска, Красноярского края.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности. У детей с нарушением зрения наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств. Что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включаться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяют поступательной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и его снижения испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением.

Публикация «Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах

Из вышесказанного следует, что для детей с патологией зрения необходимо организовывать и проводить индивидуальную и подгупповую коррекционно-развивающую деятельность по развитию социально-бытовой ориентировки.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанных с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Перспективное планирование специальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию социально-бытовой ориентировки с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Сентябрь

1-2 неделя ОБСЛЕДОВАНИЕ

3 неделя. Закреплять представления детей о детском саде, его назначении; напомнить правила поведения и общения с детьми и взрослыми. Тема: «Здравствуй,детский сад!»

4 неделя. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.

Тема: «Наши помошники-Глаза».

Октябрь

1 неделя. Продолжать знакомить детей с органами чувств. Закреплять представления о роли органа слуха в жизни человека.

Тема: «Наши помошники-Уши».

2 неделя. Закреплять представления детей о том, что уши-важный орган человека, продемонстрировать его возможности. Учить понимать, как возникают звуки.

Тема: «Уши слышать помогают, они звуки различают».

3 неделя. Продолжать знакомить детей с ролью органов чувств в жизни человека. Дать представление о функциях, о значении этого органа для человека, о том, что такое «обоняние».

Тема: «Наши помошники. Нос».

4 неделя. Закреплять представления детей о значении носа в жизни человека. Упражнять в узнавании по запаху разных продуктов. Учить детей быть осторожными при знакомстве с новыми запахами.

Тема: «Нужен носик, чтоб дышать, и чтоб запах различать.».

Ноябрь

1 неделя. Закреплять представления детей об индивидуальном облике человека: овал лица, форма и величина носа, форма бровей, цвет глаз и длина волос.

Тема: «Какие МЫ?».

2 неделя. Закреплять представления детей о человеческом облике: мимика, жесты, походка,осанка, голос,проявление эмоций.

Тема: «Мы такие разные!».

3 неделя. Закреплять у детей навыки вербального и невербального общения. Закреплять умение определять настроение человека по голосу, жестам,мимике. Упражнять в проявлении внимания, доброжелательности, заботливости к окружающим.

Тема «Учимся общаться!».

4 неделя. Познакомить детей с историей появления телефонной связи. Закреплять представления о телефонах разных видов (дисковый, кнопочный, мобильный, телефон –автомат) и правилах пользования ими. Упражнять в соблюдении правил общения по телефону.

Тема: «У меня зазвонил телефон».

Декабрь

1 неделя. Закреплять представления детей о семье, о составе семьи, домашних обязанностях каждого члена семьи.

Тема: «Мама, папа, я- вместе

Дружная семья!

2 неделя. Дать детям представления о праздничной сервировке стола. Формировать практические навыки праздничной сервировки стола.

Тема «Готовимся к встрече гостей!».

3 неделя. Закреплять представления детей о домашнем труде.

Упражнять в описании трудовых действий взрослых: по показу тифлопедагога, по сюжетной картине.

Тема: «Поможем Золушке убраться в доме».

4 неделя. Закреплять представление детей о стирке, этапах стирке (замачивание, стирка, полоскание).Развивать зрительно-осязательное восприятие в процессе сортировки предметов для стирки (белье, одежда, цветное и белое).Дать представление о стиральном порошке, его свойствах (сыпучий, белый. ароматизированный) и назначении.

Тема: «Не мешайте нам трудиться, стирка срочная у нас».

Январь

1 неделя. Закреплять знание детьми последовательности дней недели, их названия, понимание их протяженности, цикличности.

Закреплять знания о последующих и предыдущих днях недели.

Закреплять представления детей о календаре, умение пользоваться календарем.

Тема: «Дни недели».

2 неделя. Закреплять представления детей о времени,его роли в жизни человека, представления о протяженности времени.

Закреплять представления детей о часах, их видах и функциональном назначении. Упражнять в определении времени по часам.

Тема: «Что такое Время?»

3 неделя. Закреплять и обобщить знания детей о разнообразных зеркалах, их свойствах, назначении. Закреплять правила пользования зеркалом. Упражнять во внимательном рассматривании себя в зеркале.

Упражнять в ответах на вопросы о своей внешности.

Тема: «Путешествие в страну зеркал».

4 неделя. Закреплять представления детей о книге, о разных видах книг, их назначении: книга-игрушка, учебник, раскраска. Закреплять представления о материалах, из которых изготавливают книги (картон, толстая и тонкая бумага)Упражнять в описании правил обращения с книгой.

Тема: «Книги- наши друзья».

Февраль

1 неделя. Дать детям представления о библиотеке, о труде библиотекаря.

Показать некоторые отделы библиотеки, книги, которые в них хранятся.

Тема: «Экскурсия в библиотеку».

2 неделя. Закреплять умение детей аккуратно развешивать одежду в шкафу. Развивать умение дополнять зрительное восприятие осязанием при обследовании предметов одежды. Показать детям элементарные приемы чистки одежды, какие щетки при этом используются, в каком направлении чистить одежду.

Тема: «Уход за одеждой».

3 неделя. Познакомить детей со средствами ухода за обувью (крем для обуви, губка, щетка) ,их назначением. Формировать умение ухаживать за обувью; мыть,протирать губкой, ставить сушить.

Тема: «Как правильно ухаживать за обувью».

4 неделя. Закреплять представления детей о профессии врача (офтальмолога).Закрепить знания детей о предметах, необходимых врачу-офтальмологу.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Кем быть?».

Март

1 неделя. Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар.

Закреплять понимание детьми назначения светофора, дорожных знаков, их роли в движении машин и пешеходов. Учить рассказывать о правилах поведения на улицах.

Тема: «Нам на улице не страшно.»

2 неделя. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о правилах поведения на улице города. Упражнять в различении звуков улицы. Учить ориентироваться в районе, в котором находится детский сад.

Тема: «Дом,улица,город».

3 неделя. Формировать представление у детей о некоторых общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин, школа).Дать представление о поведении, соответствующем тому, где человек находится. Упражнять в таком поведении в игровых упражнениях.

Тема: «Мой город».

4 неделя. Закреплять представления детей о бытовой технике (миксер,чайник,пылесос,о функциональном назначении и правилах пользования. Учить понимать связь назначения предмета с материалом, из которого он сделан.

Тема: «Помощники в хозяйстве. Бытовая техника».

Апрель

1 неделя. Закреплять знания детей о профессии пожарного, о ее значении для окружающих людей.

Воспитывать осторожность в обращении с огнем и понимание того, что огонь-это друг и опасность.

Тема: «Помни каждый гражданин этот номер «01».

2 неделя. Закреплять представления детей о школе, о людях, которые там работают. Закреплять представления о школьных принадлежностях

(пенал,карандаши, ручка….,о назначении каждого предмета.

Упражнять в описании школьных принадлежностей и обьяснении их назначения.

Тема: «Скоро в школу мы пойдем».

3 неделя Обобщить знания детей о разнообразии материалов, из которых сделаны окружающие предметы и их свойствах.

Учить при обследовании предметов дополнять нарушенное зрение осязанием. Упражнять в узнавании предметов с помощью зрения и осязания.

Тема: «Бюро находок».

4 неделя. Формировать представления детей о школе, ее значимости в жизни человека. Вызвать интерес к школе, желание учиться.

Рассказать детям о работниках школы-учителях, их роли в жизни человека.

Тема: «Экскурсия в школу».

Май

1 неделя. Закреплять представления детей о школе, о людях, которые там работают.

Закреплять представления о школьных принадлежностях

(пенал, карандаши, ручка….,о назначении каждого предмета.

Упражнять в описании школьных принадлежностей и объяснении их назначения.

Тема: «Скоро в школу мы пойдем».

2 неделя. Учить детей осознанно пользоваться всеми анализаторами в процессе наблюдений природы.

Упражнять в узнавании различных объектов природы с помощью одного, двух и более анализаторов. Учить описывать все признаки наблюдаемых объектов природы, выделяемые с помощью зрения, осязания, обоняния (по вопросам и словесным образцам дефектолога)

Тема: «Как мы наблюдаем природу.

(на участке детского сада)».

3 неделя. Обобщить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, об их соответствии определенному сезону.

Упражнять в группировке этих предметов по назначению, материалу и сезону, в котором их используют. Учить выбирать предметы одежды для летнего отдыха. Упражнять в узнавании этих предметов с помощью зрения, тактильной чувствительности и активного осязания.

Тема: «Скоро лето».

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Возрастные особенности детей пятого года жизни» [hide]Скачать здесь[/hide] Буклет для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни" подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ "Югорка".

Наш детский садик Я воспитатель детского сада коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Петровск-Забайкальский. Дети все сироты,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения
Опубликовано: 22 января 2014 в 13:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД