Папки-передвижки

Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством

Юлия Наскидаева
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством

Сегодня мы многое заново для себя переоцениваем и открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как отдыхали, как работали, что их радовало и что беспокоило, какие соблюдали обычаи? Ответить на все эти вопросы – значит помочь детям установить связь времён. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, не говоря о детях, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой, с историей своего народа, традициями.

Публикация «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством» размещена в разделах

Современные дети много времени проводят в компьютере, играют в различные электронные игры, смотрят мультфильмы с зарубежными героями, которые не редко являются их кумирами. Наши дети стали забывать русские народные сказки, их героев, на которых были воспитаны наши родители и предки.

С целью эффективного решения познавательно – творческих задач детей своей группы, я решила объединить знакомство детей с русским народным творчеством с продуктивной деятельностью и разработала проект «Деревенские посиделки». Лепка, аппликация, работа с солёным тестом, с тканью и другие виды изобразительного искусства передаёт вкус, чувство формы, цвета и образа, развивает фантазию и творчество, воспитывают уважение к труду – к мастеру.

Перед тем как начать работу над проектной деятельностью, углубила свои знания по данной теме: познакомилась с методическими разработками И. Г. Гавриловой «Истоки русской народной культуры в детском саду», изучила методическое пособие для воспитателей ДОУ Л. С. Куприной «Знакомство детей с русским народным творчеством». Оформила подборку художественного материала: сказок, потешек, прибауток, скороговорок, загадок, дидактических игр, наглядных пособий. Весь практический материал соответствует возрастным особенностям детей, вызывает живой интерес и желание приобщаться к русской культуре.

Проект долгосрочный, рассчитан на три возраста : средний, старший, подготовительный. Цель проекта: формировать в детях социально-активную, творческую личность на основе ознакомления детей с русским народным творчеством. Каждый возрастной этап в проекте обусловлен определённым набором задач, которые составлены с учётом возраста и интерес детей.

Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет выстраивать воспитательно-образовательную деятельность в определённую систему и вести целенаправленную работу в решении поставленных задач проекта, а так же сохранять логическую стройность, поддерживать интерес детей, где одна тема дополняет другую или чередуются. От возраста к возрасту темы занятий усложняются, дополняются новыми. Для эффективного достижения поставленных целей в занятии, заранее продумываю и подбираю различные методы, приёмы и формы совместной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций, предметов декоративно – прикладного искусства, драматизация сказок, заучивание потешек, прибауток, вождение хороводов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок помогает детям тоньше понять и прочувствовать глубину народной мудрости, его самобытность и мироощущение.

Все занятия проходят в рамках работы нашей творческой мастерской «Деревенские посиделки».

В средней группе я приобщала детей к фольклору, знакомила с дымковской росписью, а так же познакомила ребят с красавицей – деревянной матрёшкой. Давала элементарные знания о русских традициях, обычаях. Например, в средней группе: познакомившись с игрушкой – деревянная матрёшка, знакомлю детей с историей её возникновением, ребята рассматривают матрёшку, рассматривают рисунок её сарафана. Разучиваем частушки, стихотворения про матрёшек, а затем разукрашиваем с детьми силуэт матрёшки, лепим матрёшек из солёного теста. Как итог обобщения знаний детей проводим развлечение или выставку детских работ по данной теме. Нестрогими судьями таких мероприятий могут быть родители. В данном случае мы провели развлечение - «Мы веселые матрёшки». Девочки, надев на себя русские сарафаны и платочки, были матрёшками, а мальчики нарядившись в яркие косоворотки и фуражки на голове, вошли в роль парней – ухажёров. На таких развлечениях все вместе водим хороводы, играем в русские народные игры, шутим, поём русские народные песни и это всё легко воспринимается детьми. В конце развлечения ребята дарят родителям матрёшек, сделанных своими руками.

В старшей группе формировала у детей уважительное, бережное отношение к культурным ценностям через ознакомление с декоративно – прикладным народным искусством; дети знакомились с жилищем людей, с одеждой старины, бытом и ремеслом, с различными формами досуга и отдыха людей. Развивала желание и способность детей создавать поделки своими руками в народном стиле, используя разнофактурный материал.

Познакомив ребят с хохломской росписью: сначала дети осматривают изделия народных умельцев, знакомятся с историей возникновения хохломской росписи, многое узнают из легенд о золотой хохломе, рассказывают стихотворения о том, «где живёт перо Жар – птицы». Дальше ребята знакомятся с элементами этой росписи, учатся прорисовывать эти элементы, затем из пластилина лепят хохломские элементы, а уже потом на заранее сделанную, с помощью пластилинографии тарелочку, красиво располагают слепленные заготовки элементов хохломы, получая замечательную декоративную тарелочку. Такими тарелочками мы украшаем групповую приёмную или дарим мамам на 8 марта.

В подготовительной к школе группе формировала определённое отношение к истории, помогала детям осознать принадлежность к своему народу. Поддерживала и развивала устойчивый интерес детей к русскому народному творчеству, к его богатству и разнообразию. Основной из задач стала знакомство с народной игрушкой – куклой, с разнообразием кукол (кукла – ангел, кукла – оберёг, кукла – зернушка, кукла –перевёртыш, кукла – пеленашка и др., доводила до детского понимания смысловое значение каждой куклы. Изготавливая куклы своими руками – ребята загадывали желание, дарили кусочек своего душевного тепла кукле, играли с куклами.

Итогом работы этого года стал организованный в группе мини – музей народной игрушки, который посещали ребята и других групп.

На протяжении всех трёх лет развивала способность детей к индивидуальному художественно – творческому самовыражению.

Комплексный подход к организации занятий; умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно – эстетического, физического, социально – нравственного развития, а так же обеспечивают успех воспитательно – образовательной работы, т. к. каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в любой деятельности (игре, пении, драматизации, рассказывании потешек и прибауток, в продуктивной деятельности).

Система в приобщении детей к истокам русской культуры требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает у детей особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для создания в групповой комнате атмосферы национального быта, с помощью родителей, организовали уголок «Деревенская изба». Это макет деревянной избы, в котором есть печь, в полке – домашняя утварь (крынки, кувшины, миски, горшки, у печки – ухват, кочерга, метла; в люльке тряпичная кукла, на резных полках – предметы прикладного искусства.

Так же в развивающей среде группы присутствуют элементы народного творчества и прикладного искусства. В театральной студии, в свободном доступе для детей, имеются маски разных сказочных персонажей. В книжном уголке находится много книг, соответствующих возрасту детей, с потешками, прибаутками, загадками, сказками, которые периодически меняются в зависимости от темы нашей творческой мастерской. В уголке творчества находятся альбомы для разукрашивания с изображением: кухонной утвари, одежды старины, народной игрушки.

В непринуждённой для детей обстановке, каждый день используем фольклор в разных режимных моментах: читаем с ребятами сказки, инсценируем их, находим положительных и отрицательных героев; разбираем смысл потешек, прибауток, закличками провожаем зиму и встречаем весну, водящего в подвижных играх выбираем с помощи считалок.

Для реализации поставленных задач, эффективности выбранных форм взаимодействия с детьми, отслеживая их уровень творческих способностей через знакомство с русской народной культурой, мною разработана диагностика детей на основании технологии О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой.

Положительные результаты работы позволяют и помогают ребёнку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, знакомят и приобщают детей к истокам русской народной культуры, русского народного творчества, его богатству и разнообразию, формируют определённое отношение к истории, помогая детям осознать принадлежность к своему народу.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

Публикации по теме:

Самоанализ музыкального занятия. Самоанализ занятия. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством
Опубликовано: 22 января 2015 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД