МААМ-картинки

Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы

Галина Гайтанова
Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие любознательности, потребности узнавать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов взаимосвязаны : с одной стороны, познавательные интересы способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

Публикация «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы» размещена в разделах

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому я решила организовать поисковую деятельность детей, воспитание их познавательных интересов через наблюдения и труд в природе. Разработала план:

1. В процессе непосредственного активного наблюдения явлений природы, бесед эвристического характера, трудовой деятельности в природе формировать у детей систему знаний.

2. Использовать приемы, способствующие мыслительной активности, ведущие ребенка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации.

Такой путь развития поисковой деятельности я считаю наиболее удачным. На начало учебного года у ребят были представления о временах года и о тех изменениях, которые происходят в связи с этим в природе, в жизни и деятельности взрослых и детей. В новом учебном году программа требовала от нас решения более сложных задач: мы должны были развивать у детей наблюдательность и любознательность, формировать обобщенные представления о явлениях природы, подводить к установлению простых связей между ними.

Учитывая наглядно-действенную и наглядно-образную формы мышления у детей, соответственно подбирала и методы развития познавательных интересов. Богатый материал для этого дает нам осень. Ежедневные наблюдения за состоянием погоды помогли закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, редко показывается солнышко, небо покрыто тучами, часто идут дожди, трава мокрая, земля холодная, много луж, которые долго не просыхают, дует холодный ветер.

Экскурсия к озеру в пасмурный день убедила детей, что озеро хмурое, неприветливое, вода, как и небо, серого цвета, а в лесу не слышно птиц, исчезли комары, землю покрывают желтые и оранжевые листья. Предложила детям тихонько потрясти дерево, чтобы они увидели, как опадают желтые листья. Это помогло в объяснении такого явления, как листопад. Само слово "осень" стало для детей обобщающим понятием, так как вызвало у них определенные ассоциации, связанные с состоянием погоды.

Наблюдениям детей я стараюсь придать активный характер: учу не просто смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление. Стараюсь обратить внимание детей на один объект во время наблюдения: следим за небом или определяем силу ветра, рассматриваем горы или только какое-то дерево.

Любое наблюдение начинаю с того, что указываю объект и ставлю перед детьми цель. Так, перед рассматриванием рябины в начале сентября сказала детям: "Как называется это дерево? Как вы узнали, что это рябина? Какой была рябина летом? Как изменила ее осень?

Вопросы заставляют детей более внимательно наблюдать, сравнивать,

анализировать и делать выводы. Например, на последний вопрос при наблюдении за рябиной дети ответили так: "Рябина пожелтела", "Остались только желтые листья, потому что осень", "Листьев стало мало", "Скоро все листья опадут, потому что осенью бывает листопад". Затем собрали букет из опавших листьев рябины, и дети увидели, что они не только желтые, но и красные, и багряные. При близком и внимательном рассматривании полюбовались размером и формой листьев, расположением их на веточке. В этот момент восхищаемся делами матушки-природы. Это было маленькое "открытие" для ребят, что не человек, а природа создала такие листочки.

Эту рябину мы рассматривали еще не один раз: и в конце сентября, когда она сбросила листву, и весной, когда набухли почки. После первого снегопада ответы детей были разные: "Стоит укутанная снегом", "Рябине тепло", "Укрылась снегом, как теплым одеялом". Чувствовалось, что ребята эмоционально откликнулись на состояние рябины. Но пришлось их немного разочаровать, обратив внимание на пригнувшиеся под тяжестью снега ветки: "Почему ветки так низко наклонились к земле?" Задумались. первым сообразил Сережа: "Снегу много на ветках, им тяжело". И сразу вопрос другого ребенка: "А ветки не сломаются?" Пришлось разъяснить: "Могут сломаться, поэтому надо помочь рябинке. Как это сделать? А если я легонько потрясу дерево? Снег упадет и ветки поднимутся".

Развитию у детей наглядно-образного мышления помогло и ведение календаря природы, где показано дерево в разное время года. Они легко установили причинно-следственную связь в изменении дерева в зависимости от времени года.

Вопросы, которые предлагаю детям, стараюсь ставить в логической последовательности, чтобы у них вырисовывался образ наблюдаемого явления или объекта.

Много радости вызвал у детей первый снег. Познакомила их со свойствами снега в морозную, умеренно теплую погоду, в оттепель, когда снег скрипел под ногами и его легко было убирать лопатой. Дети, сопоставляя состояние погоды со свойствами снега, делали простейшие выводы, отмечали его свойства. Так, рассматривая снежинки, сравнивали их со звездочками, палочками, пушинками, крупинками. Снег падал на ладошку, на рукавичку, и дети сами делали вывод, где и почему снежинки быстрее тают. Вспомнили загадки: "Что за звездочки резные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке", "С неба - звездой, а в ладошке - водой".

Как-то подошли к кормушке и на свежевыпавшем снегу увидели птичьи следы, большие и маленькие. "Чьи это следы?" - спросила ребят. "Маленькие - воробьев, большие - голубей", - ответили дети. "Как вы догадались?" - последовал другой вопрос. "Воробьи маленькие, у них лапки и следы маленькие. Голуби большие, у них и следы большие", - правильно пояснили дети.

Календарь наблюдения за птицами помог детям получить первые впечатления о видовом различии птиц, они сопоставляли картинки с увиденным во время прогулок.

В зимнее время дети не могли оставаться равнодушными к птицам, не съедали свои булочки, несли их в птичью столовую, которую устроили на деревьях. не было дня, чтобы птичек не подкормили.

В уголке природы посеяли лук, овес, чтобы дети могли наблюдать за процессом роста семян и овощей. Мотивация была такой: зеленые перья лука нужны для еды детям, а зеленые всходы овса - для корма птиц. Чтобы вызвать у детей большую заинтересованность в наблюдениях, желанием узнавать новое, проводить более длительные наблюдения, мы посеяли семена томатов, но не в общий поддон, а каждому в свой контейнер, чтобы можно было в дальнейшем посадить в своем огороде и дождаться результата в виде плодов. Каждый новый росток дети зарисовывали в своих дневниках наблюдений. Такая постановка цели вызвала у ребят интерес к работе.

Развитию познавательных способностей воспитанников помогают дидактические игры: "От какой ветки эти детки?", "Узнай растение по описанию" "Где что растет?", "Найди дерево по листочку", "Какая это птица?". с помощью их дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам.

Решению познавательных задач способствуют проводимая опытно - исследовательская деятельность в группе. Простейшие опыты

Знания, которые даю детям на занятиях, экскурсиях, во время наблюдений, усваиваются неодинаково, Естественно, возникает необходимость индивидуальной работы, которую обычно провожу в утренние и вечерние часы, а также на прогулках. Организуя наблюдения, беседы, рассматривание картинки, привлекаю детей, требующих особого подхода, к труду в уголке природы, предлагаю сделать зарисовки наблюдений, чтобы потом они рассказали о том, что видели.

Не забывая об этих детях, на занятиях использую такой прием: предлагаю правильный ответ товарища, спрашиваю, согласен ли с ответом, задаю попроще вопросы. Делаю это с той целью, чтобы у малоактивных детей не пропал интерес к приобретению знаний.

Удачным считаю прием, когда дети с хорошими знаниями и умениями показывают и рассказывают другим, как например, надо ухаживать за комнатными растениями.

Целенаправленная работа дала положительные результаты: наши дети стали внимательными во время наблюдений, научились делать простейшие выводы, замечать необычное в природе, у них появилась любознательность, потребность узнавать новое.

Когда увидишь, как ребенок неожиданно остановился и воскликнул: "Ах, какая красота!", а глаза, полные восхищения, обращены к небу, солнцу, траве, земле, понимаешь, проведенная работа дала свои всходы.

В своей работе видное место отвожу вопросам охраны природы. Стараюсь добиваться, чтобы за годы пребывания детей в детском саду они испытали и познали радость своего труда и чтобы самостоятельно, без помощи взрослых, смог посадить комнатное растение или деревце.

Не ограничиваюсь только занятием. Если мы говорим об использовании различных видов садовых земель, то идем на поляну, готовим дерновую землю, из леса несем листовую.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 22:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гайтанова (УИ 122913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД