Получи документы

Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада.

оксана плешкова
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое. С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста, я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.

Публикация «Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада,» размещена в разделах

За основу мной была взята технология Н. А. Рыжовой «Музейная педагогика в детском саду»

Она считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения познавательной активности. Она должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада.

Мини – музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

Обратившись к работе над мини - музеями, я понимала, что подобная деятельность успешна, прежде всего, тогда, когда дети мотивированы, когда от их интереса возникает проблемная ситуация, в которую они погружаются, при этом проблема должна быть актуальна для участников. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

При выборе тематики мини - музея я учитывала :

Доступность;

Социальная направленность;

Воспитательная направленность;

Научность;

Соответствие возрастным особенностям;

Интегративность;

Ориентация на «зону ближайшего развития».

Создавая мини – музеи я ориентируюсь :

на осознание детьми своих интересов и формирование умений ихреализовывать;

приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;

формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;

применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).

Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.

Задачи:

С детьми:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.

3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.

4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

С родителями:

1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности

В группе организован детский музей «Царь Горох и царица Пшеница»

Идея создания мини музея у нас появилась после того, как один воспитанник принес в сад колос пшеницы и засушенные стручки гороха для изготовления аппликации на тему «Дары осени», чем вызвал интерес других детей откуда, где растет?.

В процессе создания мини-музеев всю работу разделила на этапы:

1. Подготовительный. В начале работы мы (дети, родители, воспитатели) разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.

Встраивание экспозиции в интерьер помещения группы способствовало созданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

2. Практический.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.

Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же используются педагогами при проведении НОД и совместной образовательной деятельности в течение дня.

Мини музей включает в себя следующие разделы:

- коллекция злаков и продуктов производящихся из них

- игротека

- мини-книжки про каши и крупы

- наша изо-мастерская

-медиатека

Все экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность в них не однодневная, а так же интерактивны, доступны детскому восприятию.

3. Третий этап, когда мини – музей уже готов.

На этом этапе началась работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музея. В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей.

Я старалась, чтобы наш музей давал ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Непосредственно в музее (экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа воспитанников с музейными материалами, проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «Как в старину выращивали хлеб», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.

При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Отгадай что звучит», «Что в мешочке?» Отгадай, какая крупа в мешочке. и др., экспериментирование «Как быстро перебрать крупу?», «Пересыпание», игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин кру», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод», Лото «Крупы», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желание сами дети! Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, с моей стороны проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Провожу в виде ролевой игры, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода. В детских музейных экскурсиях использую вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование)

Совместно с детьми разработали правила поведения в мини – музее.

• В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!

• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

Работа с родителями.

Как любому педагогу мне хочется, чтобы знания детей, которые я им даю, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применялись детьми в повседневной жизни. Эту задачу решает такая важная особенность мини-музеев, как участие в их создании детей и родителей.

Работа с семьей ведется по двум направлениям:

1) педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи Перед созданием мини-музея, провели родительское собрание, с обязательным анкетированием. Проводились консультации для родителей: «Каша- радость наша» о пользе каши, беседы «Любимые блюда из круп для детей», "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы", выставляла папки передвижки с информацией по заданной теме, рекомендации, памятки и др. В завершении работы, прошел показ – презентация о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.

2) вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом. Использую формы работы:

- выставки «Моя мама любит готовить» и «Любимые блюда детей»

родители обладают большими талантами: мастерить, готовить, рисовать и многое другое;

-мастер-классы с использованием материала Крупа

- проведение тематических дней «День каши», «Разновидности бобовых».

Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, делает его близким и понятным каждому ребёнку, ведь это будет то, что ребёнок знает, понимает, о чём он может рассказать или прочитать своим друзьям. Очень интересными получаются альбомы, в которые входят рассказы и рисунки детей, выполненные совместно с родителями. Пример: «Как я полюбил кашу», «Секреты любимых блюд», «Как каша помогла на рыбалке» др. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея.

При создании мини – музеев, я обратила внимание на следующее:

- музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;

- экспонаты в музее расширяют кругозор детей;

- музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;

- музей предоставляет свободу выбора;

- при работе в мини – музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);

- мини – музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);

- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;

- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;

- расширяет опыт организации работы с семьями.

Когда мини - музей был уже создан в нашей группе, дети не потеряли к нему интерес. Даже наоборот, дети в свободное время обращаются именно к музею. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Именно поэтому мини – музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад – музей - школа», так как мини – музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе. Посредством общения с мини – музеями у моих дошкольников сформированы познавательный интерес – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, умение работать с информацией, структурировать полученные знания, умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения.

Проделанная мною работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада Занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами объясняется снижение качества общения ребенка и взрослого, появление.

Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности. Ребенку свойственно стремление.

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников Вот уже много лет наше дошкольное учреждение проводит работу по участию родителей воспитанников в конкурсах поделок из природного материала.

Мероприятие для воспитанников детского сада: День земли Ведущая: — Ребята, сегодня во всем мире отмечают праздник День Земли. Мы с вами являемся частью нашей планеты. И должны стать участниками.

Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст важный период в жизни человека.

Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников в первой младшей группе детского сада Сентябрь 1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 2. Печатная консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 3. Памятка.

Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Подготовила воспитатель С/П ГБОУ СОШ.

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для педагогов ДОУ Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ В федеральном государственном стандарте.

Создание мини-музея «Чудо-чудное, диво дивное» в подготовительной группе детского садаСоздание мини-музея «Чудо-чудное, диво дивное» в подготовительной группе детского сада Инна Александровна Кравцова, воспитатель 1 квалификационной категории, МКДОУ № 21 «Родничок», г. Новосибирск Создание мини-музея «Чудо-чудное,.

Творческая деятельность семей воспитанников детского сада как условие создание субкультуры дошкольной организации Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сотрудничество Организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада.
Опубликовано: 18 августа 2016 в 09:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада.» (включая файлы) размещена пользователем оксана плешкова (УИ 73330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД