оксана плешкова
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое. С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста, я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.
Публикация «Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада,» размещена в разделах
За основу мной была взята технология Н. А. Рыжовой «Музейная педагогика в детском саду»
Она считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения познавательной активности. Она должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада.
Мини – музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
Обратившись к работе над мини - музеями, я понимала, что подобная деятельность успешна, прежде всего, тогда, когда дети мотивированы, когда от их интереса возникает проблемная ситуация, в которую они погружаются, при этом проблема должна быть актуальна для участников. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
При выборе тематики мини - музея я учитывала :
Доступность;
Социальная направленность;
Воспитательная направленность;
Научность;
Соответствие возрастным особенностям;
Интегративность;
Ориентация на «зону ближайшего развития».
Создавая мини – музеи я ориентируюсь :
на осознание детьми своих интересов и формирование умений ихреализовывать;
приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).
Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
Задачи:
С детьми:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.
3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.
4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
С родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности
В группе организован детский музей «Царь Горох и царица Пшеница»
Идея создания мини музея у нас появилась после того, как один воспитанник принес в сад колос пшеницы и засушенные стручки гороха для изготовления аппликации на тему «Дары осени», чем вызвал интерес других детей откуда, где растет?.
В процессе создания мини-музеев всю работу разделила на этапы:
1. Подготовительный. В начале работы мы (дети, родители, воспитатели) разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.
Встраивание экспозиции в интерьер помещения группы способствовало созданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.
2. Практический.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же используются педагогами при проведении НОД и совместной образовательной деятельности в течение дня.
Мини музей включает в себя следующие разделы:
- коллекция злаков и продуктов производящихся из них
- игротека
- мини-книжки про каши и крупы
- наша изо-мастерская
-медиатека
Все экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность в них не однодневная, а так же интерактивны, доступны детскому восприятию.
3. Третий этап, когда мини – музей уже готов.
На этом этапе началась работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музея. В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей.
Я старалась, чтобы наш музей давал ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Непосредственно в музее (экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа воспитанников с музейными материалами, проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «Как в старину выращивали хлеб», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.
При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Отгадай что звучит», «Что в мешочке?» Отгадай, какая крупа в мешочке. и др., экспериментирование «Как быстро перебрать крупу?», «Пересыпание», игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин кру», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод», Лото «Крупы», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желание сами дети! Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, с моей стороны проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Провожу в виде ролевой игры, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода. В детских музейных экскурсиях использую вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование)
Совместно с детьми разработали правила поведения в мини – музее.
• В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
Работа с родителями.
Как любому педагогу мне хочется, чтобы знания детей, которые я им даю, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применялись детьми в повседневной жизни. Эту задачу решает такая важная особенность мини-музеев, как участие в их создании детей и родителей.
Работа с семьей ведется по двум направлениям:
1) педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи Перед созданием мини-музея, провели родительское собрание, с обязательным анкетированием. Проводились консультации для родителей: «Каша- радость наша» о пользе каши, беседы «Любимые блюда из круп для детей», "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы", выставляла папки передвижки с информацией по заданной теме, рекомендации, памятки и др. В завершении работы, прошел показ – презентация о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.
2) вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом. Использую формы работы:
- выставки «Моя мама любит готовить» и «Любимые блюда детей»
родители обладают большими талантами: мастерить, готовить, рисовать и многое другое;
-мастер-классы с использованием материала Крупа
- проведение тематических дней «День каши», «Разновидности бобовых».
Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, делает его близким и понятным каждому ребёнку, ведь это будет то, что ребёнок знает, понимает, о чём он может рассказать или прочитать своим друзьям. Очень интересными получаются альбомы, в которые входят рассказы и рисунки детей, выполненные совместно с родителями. Пример: «Как я полюбил кашу», «Секреты любимых блюд», «Как каша помогла на рыбалке» др. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея.
При создании мини – музеев, я обратила внимание на следующее:
- музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;
- экспонаты в музее расширяют кругозор детей;
- музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;
- музей предоставляет свободу выбора;
- при работе в мини – музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);
- мини – музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);
- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;
- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;
- расширяет опыт организации работы с семьями.
Когда мини - музей был уже создан в нашей группе, дети не потеряли к нему интерес. Даже наоборот, дети в свободное время обращаются именно к музею. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Именно поэтому мини – музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад – музей - школа», так как мини – музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе. Посредством общения с мини – музеями у моих дошкольников сформированы познавательный интерес – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, умение работать с информацией, структурировать полученные знания, умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Проделанная мною работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.