Получи документы

Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста

Ольга Супрунчук
Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшую роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценного движения губ, языка, челюсти полезно проговаривать чистоговорки и скороговорки.

Скороговорки – это уникальное явление культуры любого народа. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Публикация «Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Скороговорки можно повторять, перебрасывая мяч друг другу. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками (хлопать надо, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). Устройте соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку.

Развитие речевого дыхания нужно начинать с раннего возраста, т. к. дыхательные упражнения помогают в выработке правильного произношения. Предлагаю вашему вниманию несколько эффективных упражнений для развития речевого дыхания и тренировки хорошего речевого выдоха.

Чистоговорки и скороговорки, способствующие правильному произношению и четкой дикции для детей 2-3 лет.

[М]

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Мама мыла Милу

Шампунем и мылом.

[Т]

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

Там кот-воркот

У печки живет.

[Д]

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

[Ф]

Аф-аф-аф – купит шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Фаня Федю удивила –

И фуфайку подарила.

[П]

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Уп-уп-уп – готовлю суп.

У Капы на пол

Упала шляпа.

[В]

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Васин валенок

Провалился в прогалинок.

[Н]

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

Динь-дон, динь-дон –

В переулке ходит слон.

[Б]

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Любит бананы

Все обезьяны.

Упражнения для развития речевого дыхания

(тренировка хорошего речевого выдоха)

«СНЕЖИНКИ» Дайте малышу маленький кусочек распущенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку». Обратите внимание ребенка на то, что дуть нужно ртом, округленными губами, спокойно, плавно, а вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.

«ВЕТЕРОК» Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер». Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.

«БАБОЧКА» Вырежьте из бумаги бабочку и крепите её на нитке. Подуйте на игрушку и заставьте бабочку «порхать». Предложите ребенку заставить бабочку двигаться и напомните, как нужно дуть, чтобы бабочка порхала долго. Эту игру можно усложнить, укрепив на палочке несколько ниток с бабочками разного размера.

«САМОЛЁТИК» Проводится аналогично игре «Бабочка», только из бумаги надо вырезать самолетик.

«РАКЕТА» Проводится аналогично играм «Бабочка» и «Самолетик», но из бумаги надо сделать ракету.

«ОГОНЁК» Зажгите свечку и осторожно подуйте на нее так, чтобы пламя мерцало, но не затухало. Предложите ребенку сделать то же самое. Обратите внимание на то, что свечку не нужно задувать, т. е. ветерок должен быть не резким, а плавным и легким.

«ПОНЮХАЕМ ЦВЕТОК» Бывает, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а так же вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком [а]. Предложите ребенку сделать то же самое.

«ПОГРЕЙ РУКИ» Ребенок вместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

«СОБАЧКА ДЫШИТ» Покажите ребенку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребенку подышать так же.

«ОДУВАНЧИК» Сорвите отцветший одуванчик и подуйте на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок сделает это, подув на цветок 3-4 раза. Обратите его внимание на то, что щечки надо хорошенько надуть, а воздух не проглатывать и не выдыхать.

«ВОДИЧКА» Включите воду, открыв кран, и обратите внимание ребенка на звук текущей воды («с-с-с»). Предложите ребенку произнести «С» протяжно – как шум воды.

Публикации по теме:

«Что нужно для того, чтобы речь развивалась?» Консультация для родителей Биологические предпосылки развития речи в норме: Речь осуществляется речевой функциональной системой (органы артикуляции - губы, язык,.

Последствия вредных привычек. Формирование прикуса Нарушение прикуса у детей – явление довольно распространенное. Выявить такой дефект можно при первичном логопедическом обследовании. При.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2014 в 11:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Супрунчук (УИ 187248) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД