МААМ-картинки

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства

Марина Шумилина
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитание у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. (Закон об основных гарантиях права ребёнка в РФ от 20.07.2000г.)

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

Публикация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства» размещена в разделах

Модернизация системы отечественного образования предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений. Значительные изменения происходят и в системе дошкольного образования, где главным направлением является переход с учебно-дисциплинарного подхода к организации образовательного процесса ДОУ на социально-личностное развитие ребенка.

Таким образом, социально-личностное развитие детей выводится на первую ступень обновления российского образования.

«Художественно-эстетическое развитие» является одной из приоритетных образовательных областей данного направления. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительного искусства. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 13.10.2013г.)

Освоение данной задачи позволит ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Недостатки в результатах

Проанализировав в ДОУ результат освоения образовательной области «художественно-эстетическое развитие»,

я пришла к выводу, что дошкольники почти не проявляют интереса к рассматриванию произведений изобразительного искусства, эстетическое восприятие характеризуется фрагментальностью. Они затрудняются самостоятельного установить связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Дети плохо различают жанры произведений изобразительного творчества и народно-прикладного искусства.

Недостатки в основном процессе

Для достижения высоких показателей в решении этой проблемы необходимо перестроить и образовательный процесс, так как нами были выделены следующие недостатки в нем:

• недостаточное использование тем, направленных на формирование у дошкольника элементарных представлений эстетического характера в комплексно—тематическом планировании;

• недостаточное обеспечение дидактическими пособиями, иллюстрациями, картинами, изделиями декоративно-прикладного искусства;

пассивность родителей в участии мероприятий ДОУ: конкурсах, выставках, проектах;

• наблюдается тенденция, что дети много времени проводят у экранов телевизора, компьютера, смотря передачи, которые мало направлены на развитие эстетических чувств.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку возможность для развития способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней;

• недостаточное оснащение образовательного процесса современными техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)

• недостаточное количество современных методических пособий;

• возникают сложности с посещением музеев, выставок, из-за отдалённости проживания от культурного центра.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Исходя из анализа недостатков, проблема заключается в необходимости улучшения условий для успешного развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, о необходимости взаимодействия ДОУ с семьей, что является актуальным направлением в социально-личностном развитии ребенка, включающим детей в социальную систему отношений.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привел к новому результату в сфере освоения дошкольниками изобразительного искусства.

Ребёнок старшего дошкольного возраста, овладевший основными художественно-эстетическими предпосылками восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, способен:

• проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• обладать установкой положительного отношения к произведениям искусства;

• обладать развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности;

• проявлять любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, проявляет интерес к произведениям искусства;

• уметь отличить произведения искусства от произведений других жанров, различать жанры произведений изобразительного искусства;

• чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

• проявлять творчество в условиях собственной практической деятельности;

• проявить устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты, вносить элементы прекрасного в жизнь;

• проявить интерес к изобразительному искусству родного края.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса так, что социально – личностное направление стало приоритетным.

Совместная деятельность педагога с детьми

Были расширены формы и методы работы с детьми:

наглядные действия: (рассматривание иллюстраций, картин, предметов декоративно-прикладного искусства);

• практические (дети рисуют, лепят, вырезают);

• разнообразие словесных методов, беседы, рассказы, чтения, диспуты; организация экскурсий;

• организация сюжетно—ролевых игр «Мы художники», «На экскурсии в музее», «В гости к дымковским мастерам» и т. д., дидактических игр по данной теме: «Угадай, что за роспись (какая игрушка?», «Узнай художника иллюстратора», «Подберём краски для художника», «Какое небо было на прошлой недели?» и т. д., настольно-печатные (пазлы, лото).

Эти методы способствуют формированию у детей способности анализировать значимость знаний и применение их, перенося их из игровых ситуаций в жизнь.

Взаимодействие с родителями

В группе работает клуб «Мамина школа», на заседаниях которого мы решаем разные проблемы, в том числе и по формированию у детей художественно-эстетического развития.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они были привлечены к участию в конкурсах, выставках.

В нашей группе широко распространён такой опыт работы с родителями, как детско-родительский проект. Такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей позволяет развивать познавательные способности. В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива

Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Воспитатели расширили свои знания по теме: «Каких русских художников я знаю», «Декоративно – прикладное искусство на Руси».

Изменения произошли и в средствах : была создана галерея картин русских художников, подборка книг с иллюстрациями художников- иллюстраторов, выставка экспонатов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка).

Произошли изменения и в средствах контроля.

Мониторинг проводится по трё м критериям:

• характер представлений о средствах выразительности;

• степень эмоциональных проявлений на содержание произведения;

• активность в деятельности

Рассматривая характер представлений о средствах выразительности, мы смотрим, знает ли ребёнок что такое произведение изобразительного искусства, может ли отличить произведение искусства от других произведений, различает ли жанры изобразительного искусства, определяет ли ребёнок настроение и композицию произведения, может ли выделить главное в произведении.

Для того, чтобы выявить степень эмоциональных проявлений, мы рассматриваем проявляет ли ребёнок чувства (испытывает ли радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям, сочувствует).

Чтобы определить активность в деятельности, мы рассматриваем испытывает ли ребёнок интерес к произведениям искусства, задает много вопросов, оригинальных по характеру, Проявляет инициативу, с удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрациями, произведениями искусства самостоятельно делится впечатлениями с детьми

Мониторинг проводится два раза в год и основывается на наблюдениях и беседах.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно–методические, материально–технические, нормативно–правовые, информационные, организационные)

Кадровые: Работники регулярно повышают компетенцию на курсах повышения квалификации в организации мероприятий, направленных на формирование художественно-эстетического развития детей. владеют информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе. Изучают научно—методологические разработки по проблеме.

Научно-методические: разрабатывается парциальная программа по данной проблеме, построения с учетом современных требований.

Педагогический процесс постоянно обновляется наглядными и интерактивными дидактическими средствами.

Материально-технические условия заключаются в обеспечении необходимым оборудованием и инвентарем: приобретение новых картин, книг, предметов декоративно - прикладного искусства, интерактивной доски.

Нормативно-правовая база: в перспективный план внесен раздел по формированию элементарных знаний по данной теме, для решения данного аспекта.

Организационные: заключены договора о сотрудничестве с библиотекой, с музеем.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотический проект «Зимние Олимпийские игры» В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства
Опубликовано: 19 января 2015 в 19:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шумилина (УИ 297819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД