Развитие психомоторных и эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

Татьяна Куликова
Развитие психомоторных и эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

Опыт используется и обобщен в старшей группе МКДОУ детского сада общеразвивающего вида «Колосок» с. Пасегово Кирово-Чепецкого района Кировской области.

В группе – 24 ребёнка (10 мальчиков, 14 девочек). Дети эмоциональны, подвижны, физически хорошо развиты. Эстетическое развитие детей в селе, помимо детского сада и школы осуществляется в Доме культуры и в филиале Школы искусств г. Кирово – Чепецка. Большинство занимающихся там детей – школьники. Детям же дошкольного возраста и их родителям режим работы педагогов Школы искусств не совсем удобен.

Движения под музыку является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. В дошкольный период ребёнок интенсивно растёт и развивается, поэтому полноценное физическое воспитание особенно важно в этот период. К сожалению, в нашем детском саду отсутствует педагог по хореографии. На мой взгляд, с помощью танцевально-ритмической гимнастики можно создать у детей необходимый двигательный режим и положительный психологический настрой. Это способствовать укреплению здоровья ребёнка, его физическому, эстетическому и умственному развитию.

Цель опыта

– создание условий для психомоторного и эстетического развития ребёнка, формирование через танцевально-ритмическую гимнастику разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

• Воспитательные

1) Воспитывать интерес к музыке, танцевальным движениям, потребность двигаться под музыку;

2) Воспитывать умения вести себя в группе во время движения;

3) Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости.

• Развивающие:

1) Способствовать формированию правильной осанки;

2) Развивать личностные качества (самостоятельность, инициативность, творческие способности, воображение, фантазия);

3) Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве;

4) Развивать чувство ритма, музыкального слуха, внимания, памяти на основе усложнений заданий (увеличение объёма, разнообразия движений).

• Обучающие:

1) Учить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой;

2) Формировать навыки выразительности, пластичности движений, умения самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой.

Актуальность опыта.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных- это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность- в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается использованием образных упражнений, сюжетных композиций, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. У детей есть стремление к движению, когда звучит музыка, но из-за отсутствия эстетических навыков они сковывают свои движения, показывая свою неуверенность. Поэтому возникает желание – помочь детям научиться владеть своим телом.

Ведущая педагогическая идея опыта.

• Идея здровьесберегающего обучения (учитываются индивидуальные особенности детей, группы здоровья, оздоровительный компонент: содержание работы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка);

• Идея учения без принуждения, основанного на достижении успеха, на подлинном интересе;

• Идея сотрудничества и сотворчества (умения действовать и творить в коллективе);

• Идея интеграции содержания (объединение двигательных, художественно-эстетических, личностных качеств в развитии детей).

Теоретическая база опыта.

• Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, согласно которой признаётся главенствующая роль деятельности (особенно её ведущего вида) для развития ребёнка;

• Теория Н. А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольника;

• Теория Эмиля Жака Далькроза о том, что музыкально-ритмические упражнения- универсальные средства развития у детей слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения;

• Теория А. И. Бурениной, раскрывающая путь развития детей – от подражания к самостоятельности и к творчеству.

Новизна опыта.

Игровой метод проведения занятий. В танцевально – ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.

Технология опыта.

Начала работу по этой теме со второй младшей группы. В данный момент работаю с детьми 5-6 лет. В этом возрасте у детей формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть. Музыкально-ритмическая гимнастика привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство уверенности в своих силах, путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Дети могут и желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Большинство из них с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски, любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений. Конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца ещё не уверенны, движения однообразны, часть детей иногда очень нерешительно включается в такие задания, поэтому задачи педагога помочь им поверить в свои силы, чтобы достаточно выразительно передать характер танца.

Безусловно возможности ребят шестого года жизни ещё несколько ограничены: в движениях нет необходимой пластичности, выразительности. Но это не снижает интерес детей к занятиям. А мне, как педагогу, есть над чем работать. Основная направленность моей работы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.

Структура занятия.

I часть – разминка.

• Игроритмика (игровые упражнения для согласования движений с музыкой);

• Игрогимнастика (общеразвивающие упражнения, музыкально-творческие игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательные).

II часть –основная:

• Танцевальные шаги ;

• Хореографические упражнения;

• Танцевально-ритмическая гимнастика (программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной)

III часть – заключительная:

• Игропластика (упражнения на развитие гибкости, мышечной силы);

• Игровой самомассаж (для кистей рук, ступней ног, поглаживание отдельных частей тел в образно – игровой форме);

• Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки

Результативность.

• Проявление творческих способностей, личностных качеств детей;

• Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

• Выразительность, точность и согласованность исполнения движений под музыку;

• Умения свободно ориентироваться в зале, комфортно чувствовать себя в роли выступающего;

• Устойчивый интерес детей к этим занятиям;

• Удовлетворённость детей во время занятия, дружеские взаимоотношения со сверстниками и педагогом.

Положительное влияние этих занятий на здоровье детей, так как являются дополнительным фактором физического развития. Это подтверждает и низкая заболеваемость в нашей группе.

Есть преемственность со школой. Бывшие воспитанники детского сада активно учувствуют в культурной жизни нашего поселения – выступают в концертах с танцевальными композициями, а всего лишь несколько лет назад, посещая детский сад, они с увлечением подражали танцам воспитателя.

Новшеством в педпроцессенашего ДОУ являются регулярно проводимые концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных возрастных групп. На таких концертах младшие дети с удовольствием воспринимают выступления старших детей, для них они являются образцом для подражания. Конечно, основной груз подготовки к таким концертам ложится на плечи педагога, зато дети с удовольствием учувствуют в этих мероприятиях, радуясь непринуждённой атмосфере.

Непременным условием для успешной работы является предметно-развивающая среда. И в первую очередь наличие в ДОУ технических средств обучения (магнитофон, музыкальные центры, это удобно для просмотра дисков с танцевально – ритмической гимнастикой, которые предлагает автор Буренина.

Перспективы.

Сейчас дети имеют запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально – ритмических навыков. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы в новом учебном году. Диагностика проводимая в начале и конце учебного года – помогает выявить динамику развития, эффективность педагогического воздействия.

Библиографический список

1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей, Санкт – Петербург – 2000.

2. Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина «Са–Фи – Дансе» (танцевально – игровая гимнастика для детей, Санкт – Петербург «Детство-Пресс», 2007.

3. Э. П. Костина «Камертон» (программа музыкального образования детей дошкольного возраста, Москва – Просвещение, 2004.

4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковникова «Музыка и движение», Москва- Просвещение, 1983 г.

Публикации по теме:

Портфолио группы «Кроха»Портфолио группы «Кроха» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №166 г. Иркутска. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Меня зовут Татьяна Николаевна.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие психомоторных и эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмопластики
Опубликовано: 5 января 2015 в 11:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...