Татьяна Куликова
Развитие психомоторных и эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт используется и обобщен в старшей группе МКДОУ детского сада общеразвивающего вида «Колосок» с. Пасегово Кирово-Чепецкого района Кировской области.
В группе – 24 ребёнка (10 мальчиков, 14 девочек). Дети эмоциональны, подвижны, физически хорошо развиты. Эстетическое развитие детей в селе, помимо детского сада и школы осуществляется в Доме культуры и в филиале Школы искусств г. Кирово – Чепецка. Большинство занимающихся там детей – школьники. Детям же дошкольного возраста и их родителям режим работы педагогов Школы искусств не совсем удобен.
Публикация «Развитие психомоторных и эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмопластики» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Движения под музыку является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. В дошкольный период ребёнок интенсивно растёт и развивается, поэтому полноценное физическое воспитание особенно важно в этот период. К сожалению, в нашем детском саду отсутствует педагог по хореографии. На мой взгляд, с помощью танцевально-ритмической гимнастики можно создать у детей необходимый двигательный режим и положительный психологический настрой. Это способствовать укреплению здоровья ребёнка, его физическому, эстетическому и умственному развитию.
Цель опыта
– создание условий для психомоторного и эстетического развития ребёнка, формирование через танцевально-ритмическую гимнастику разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
• Воспитательные
1) Воспитывать интерес к музыке, танцевальным движениям, потребность двигаться под музыку;
2) Воспитывать умения вести себя в группе во время движения;
3) Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости.
• Развивающие:
1) Способствовать формированию правильной осанки;
2) Развивать личностные качества (самостоятельность, инициативность, творческие способности, воображение, фантазия);
3) Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве;
4) Развивать чувство ритма, музыкального слуха, внимания, памяти на основе усложнений заданий (увеличение объёма, разнообразия движений).
• Обучающие:
1) Учить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой;
2) Формировать навыки выразительности, пластичности движений, умения самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой.
Актуальность опыта.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных- это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность- в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается использованием образных упражнений, сюжетных композиций, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. У детей есть стремление к движению, когда звучит музыка, но из-за отсутствия эстетических навыков они сковывают свои движения, показывая свою неуверенность. Поэтому возникает желание – помочь детям научиться владеть своим телом.
Ведущая педагогическая идея опыта.
• Идея здровьесберегающего обучения (учитываются индивидуальные особенности детей, группы здоровья, оздоровительный компонент: содержание работы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка);
• Идея учения без принуждения, основанного на достижении успеха, на подлинном интересе;
• Идея сотрудничества и сотворчества (умения действовать и творить в коллективе);
• Идея интеграции содержания (объединение двигательных, художественно-эстетических, личностных качеств в развитии детей).
Теоретическая база опыта.
• Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, согласно которой признаётся главенствующая роль деятельности (особенно её ведущего вида) для развития ребёнка;
• Теория Н. А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольника;
• Теория Эмиля Жака Далькроза о том, что музыкально-ритмические упражнения- универсальные средства развития у детей слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения;
• Теория А. И. Бурениной, раскрывающая путь развития детей – от подражания к самостоятельности и к творчеству.
Новизна опыта.
Игровой метод проведения занятий. В танцевально – ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Технология опыта.
Начала работу по этой теме со второй младшей группы. В данный момент работаю с детьми 5-6 лет. В этом возрасте у детей формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть. Музыкально-ритмическая гимнастика привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство уверенности в своих силах, путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Дети могут и желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Большинство из них с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски, любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений. Конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца ещё не уверенны, движения однообразны, часть детей иногда очень нерешительно включается в такие задания, поэтому задачи педагога помочь им поверить в свои силы, чтобы достаточно выразительно передать характер танца.
Безусловно возможности ребят шестого года жизни ещё несколько ограничены: в движениях нет необходимой пластичности, выразительности. Но это не снижает интерес детей к занятиям. А мне, как педагогу, есть над чем работать. Основная направленность моей работы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.
Структура занятия.
I часть – разминка.
• Игроритмика (игровые упражнения для согласования движений с музыкой);
• Игрогимнастика (общеразвивающие упражнения, музыкально-творческие игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательные).
II часть –основная:
• Танцевальные шаги ;
• Хореографические упражнения;
• Танцевально-ритмическая гимнастика (программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной)
III часть – заключительная:
• Игропластика (упражнения на развитие гибкости, мышечной силы);
• Игровой самомассаж (для кистей рук, ступней ног, поглаживание отдельных частей тел в образно – игровой форме);
• Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки
Результативность.
• Проявление творческих способностей, личностных качеств детей;
• Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;
• Выразительность, точность и согласованность исполнения движений под музыку;
• Умения свободно ориентироваться в зале, комфортно чувствовать себя в роли выступающего;
• Устойчивый интерес детей к этим занятиям;
• Удовлетворённость детей во время занятия, дружеские взаимоотношения со сверстниками и педагогом.
Положительное влияние этих занятий на здоровье детей, так как являются дополнительным фактором физического развития. Это подтверждает и низкая заболеваемость в нашей группе.
Есть преемственность со школой. Бывшие воспитанники детского сада активно учувствуют в культурной жизни нашего поселения – выступают в концертах с танцевальными композициями, а всего лишь несколько лет назад, посещая детский сад, они с увлечением подражали танцам воспитателя.
Новшеством в педпроцессенашего ДОУ являются регулярно проводимые концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных возрастных групп. На таких концертах младшие дети с удовольствием воспринимают выступления старших детей, для них они являются образцом для подражания. Конечно, основной груз подготовки к таким концертам ложится на плечи педагога, зато дети с удовольствием учувствуют в этих мероприятиях, радуясь непринуждённой атмосфере.
Непременным условием для успешной работы является предметно-развивающая среда. И в первую очередь наличие в ДОУ технических средств обучения (магнитофон, музыкальные центры, это удобно для просмотра дисков с танцевально – ритмической гимнастикой, которые предлагает автор Буренина.
Перспективы.
Сейчас дети имеют запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально – ритмических навыков. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы в новом учебном году. Диагностика проводимая в начале и конце учебного года – помогает выявить динамику развития, эффективность педагогического воздействия.
Библиографический список
1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей, Санкт – Петербург – 2000.
2. Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина «Са–Фи – Дансе» (танцевально – игровая гимнастика для детей, Санкт – Петербург «Детство-Пресс», 2007.
3. Э. П. Костина «Камертон» (программа музыкального образования детей дошкольного возраста, Москва – Просвещение, 2004.
4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковникова «Музыка и движение», Москва- Просвещение, 1983 г.