Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Публикация «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
В содержании образовательного процесса следует изменить:
1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества : скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;
3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
4. Участие в конкурсах детского творчества : «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т. д.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
5. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
8. Использование в работе интерактивной доски.
Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:
• определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;
• ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка.
• Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.).
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей : «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
• Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
• Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
• Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Сотрудничество с родителями
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
• Совместное посещение театра и детской библиотеки.
• Участие в конкурсе «Моя сказка».
• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Контроль:
Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.