Елена Митина
Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности», которая была выполнена в рамках обучения на курсах профессиональной переподготовки «Воспитатель дошкольной организации».
Современное дошкольное образование рассматривается как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом развитая речь еще является одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования. Проблема реализации этих подходов стандарта заключается в том, что на сегодняшний день количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии не уменьшилось.
Возможно ли средствами театрализованной деятельности решить данную проблему?
Изучение этого вопроса и определило тему нашей работы, цель которой рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе развития речи дошкольников.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить основные формы и методы театрализованной деятельности, способствующие развитию речи дошкольников;
3. определить роль педагога в организации театрализованной деятельности;
4. составить программу работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками представляли такие авторы, как Антипина А. Е., Дронова Т. Н., Маханёва М. Д., Мигунова Е. В. и другие. Они утверждают, что театрализованная деятельность – это, прежде всего, игра, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно, в ней он самостоятельно совершает выбор предметов деятельности и ситуаций общения и сотрудничества.
Значит, ребенок продуктивно усваивает общественные нормы поведения, что в свою очередь создает предпосылки для успешной социализации и личностного развития.
При этом включение театрализованной деятельности в НОД создает условия не только для развития речи, но и для развития познавательной активности детей.
При организации театрализованной деятельности важно помнить о том, чтобы у детей интерес к ней не угас, для этого необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности.
Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей.
Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, т. е. создать условия для социализации и индивидуализации детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам. Четко и грамотно спланированная работа воспитателя, его взаимодействие с семьей может помочь детям с проблемами в развитии речи.
Театрализованная деятельность интегративна, в ней познавательные процессы и речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской деятельности, т. е. гипотеза нашей работы подтвердилась.
С целью создания условий для развития речи и творческой активности детей в театрализованной деятельности нами была разработана дополнительная образовательная программа «Театральная азбука».
На наш взгляд, чтобы успешно реализовать данную программу в дальнейшем необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать содержание театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.
2. Продолжить проектирование предметно-пространственной развивающей среды для организации театрализованной деятельности с учётом создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
3. Разработать формы взаимодействия с родителями по реализации дополнительной образовательной программы и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.