Марина Рашева
Развитие речи дошкольников посредством различных форм театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников посредством различных форм театральной деятельности
Я, Рашева Марина Александровна воспитатель работаю, в детском доме №5 - 4 года и для меня этот дом – большая дружная семья.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и привлекательная. Судьба ко мне благоволила, после окончания педагогического училища я оказалась в детском доме. Заочо закончила Биробиджанский Педагогический Институт по специальности олигофренопедагог.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством различных форм театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Детский дом – это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего – то нового, интересного слайд, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Для того, чтобы у детей каждый день был добрым и светлым, нужно стараться наполнить их жизнь любовью и радостью, чтобы всегда был лад, а значит и общее счастье! Слайд
- Каждый день рано утром встаю,
И иду в свой родной детский дом.
Утро дарит мне нежность свою,
Я с улыбкой встречаю ребят
…Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу.
Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
В своей работе создаю атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, развиваю речь через различные формы театрализованной игры. слайд
.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся слайд:формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Слайд Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)
Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.
Слайд: Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр :
игры в кукольный театр :
настольный театр
театр на руке
напольные куклы
стендовый театр
верховые куклы
театр живой куклы
игры-драматизации:
инсценирование потешек
инсценирование небольших
инсценирование песен, сказок
инсценирование небольших литературных текстов
творчество детей
игры-спектакли:
драматический спектакль
музыкально-драматический спектакль
детская опера
спектакль на хореографической основе
спектакль ритмопластики
пантомима
мюзикл
театрализованное действие :
праздники
развлечения
театрализованные шоу
Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Видио
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Слайд
Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.
Дети с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных.
слайд
К. И. Чуковский отмечал, что ребенок обладает необычайным чутьем
языка – «без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один
голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы
привести бессловесных младенцев к полному обладанию языком». Учитывая
природные способности ребенка, в своей работе создаю определенные
условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только
пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
С 4-7 лет можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя большим медведем и расскажи о себе».
Слайд маша видио у медведя дом большой
Я в своей работе театрализованную игру использую в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. С группой наиболее активных детей драматизирую простейшие сказки, используя настольный театр например сказка «Колобок» слайд
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники — сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Привлекаю к играм малоактивных детей, через драматизацию произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»). Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх использую упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: ‘возьми’, ‘помоги’, ‘здравствуй’ (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).
Чередование хоровых ответов с индивидуальными (дети предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п., при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т. п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
Использую упражнения в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Слайд видио
В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. слайд
Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
Происходит развитие различных анализаторов;
Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера;
Происходит коррекция поведения;
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
И я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.
Список используемого материала:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду:пособие для работников дошкольного учреждения-М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.