Получи документы

Развитие речи дошкольников

Валентина Пастушкова
Развитие речи дошкольников

«По речи узнают человека» - гласит народная пословица. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человек. Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

Публикация «Развитие речи дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается становление и развитие речи. В Федеральных государственных требованиях в образовательной области «Коммуникация» определены задачи, предполагающие развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Это особенно заметно при подготовке детей к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх-драматизациях.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Ведя работу в этом направлении, мы большое внимание уделяем созданию условий для общения детей друг с другом, с окружающими взрослыми. Создаём проблемные ситуации, ставим перед детьми поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения, привлекаем к самостоятельному поиску решения проблемы, способствуем возникновению коллективных разговоров.

В непосредственно-образовательной деятельности для развития связной, четкой и образной речи используем элементы риторики. Актуальность риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи.

Для речевого развития необходима работа с образцами правильной русской речи. С этой целью мы выбираем наиболее выразительные и полнозвучные литературные произведения русских авторов и образцы малого детского фольклора.

Большую помощь в решении этой проблемы оказывает изобразительная деятельность. Она является для дошкольников интересным видом деятельности, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию и составляет фундамент умственного развития : рука «познаёт», а мозг фиксирует.

Помимо традиционных видов изобразительной деятельности в своей работе мы применяем нетрадиционные технологии. Именно они создают атмосферу непринужденности, развивают творческие способности, а творческая работа побуждает ребёнка обозначить полученный образ или сюжет словом, предложением. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе выполнения работы, а в дальнейшем способствует возникновению диалога. В процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним происходит формирование словаря. Объё м словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности развивает логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координацию глаза и руки. Способствует развитию трудовых навыков. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказать ему свои мысли.

Обучение выразительной речи становится и частью режимных моментов, свободного общения взрослых с детьми, когда педагоги показывают образец разной интонационной окраски своей речи в обращениях, приглашениях, одобрениях и других высказываниях.

Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность с детьми по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям, игр-драматизаций.

Свою работу мы ведем в тесном контакте с родителями: регулярно проводим индивидуальные консультации по проблемам развития речи детей. На родительских собраниях организовываем практикумы с элементами непосредственно-образовательной деятельности, организовываем обмен и передачу опыта за «Круглым столом». Привлекаем родителей к проведению театрализованных представлений. Такая работа с родителями способствует повышению педагогической компетентности родителей, даёт возможность привлечь их к участию в воспитательно-образовательной работе, улучшить работу по развитию речи детей.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики и ее место в режиме дня дошкольников .

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи Понимание речи окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Речь одно из важнейших средств развития личности.

Автор публикации:
Развитие речи дошкольников
Опубликовано: 7 октября 2014 в 19:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД