МААМ-картинки

Развитие речи и признаки её нарушения

Светлана Владимировна Жужгова
Развитие речи и признаки её нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

Первые три года жизни ребенка для речетворчества являются критическим периодом развития. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в

первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Публикация «Развитие речи и признаки её нарушения» размещена в разделах

Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. А дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Они должны быть обязательно проконсультированы детским невропатологом и логопедом.

Уважаемые родители!Обратите внимание, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;

4-го месяца – не улыбается, когда с ним разговаривают;

5-го месяца – не произносит отдельные звуки или слоги (га-га-га, ба-ба-ба, не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы,людей, которые мать называет («Где папа?»);

7-го месяца – не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;

9-го месяца – не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов;

12-го месяца – не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принеси мяч);

15-го месяца – не может адекватно употреблять слова «мама», «папа»;

20-го месяца – не может произнести 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

29-го месяца – не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;

37-го месяца – не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

После трех лет:

Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знает. Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще

маленький или в его речи преобладают твердые звуки. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлопающий призвук, воздух идет в бок; звуки «с», «з», «ц» произносит между зубами: при произнесении «ш», «ж» раздувает щеки.

К 4 годам он искажает слово до неузнаваемости. Не слышит слогов в слове, произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком: сокращает слово, пропускает согласные и слоги или недоговаривает слово до конца: произносит слово несколько раз по-разному.

К 5 годам у ребенка не сформирована связная речь. Он затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь только перечислением предметов или используя отдельные и очень короткие предложения.

К 5-6 годам у него заметно нарушена общая структура речи : он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, а также неправильно использует предлоги и союзы.

Вам следует немедленно обратиться к специалисту. Нарушения речи многообразны. Они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевые нарушения по степени тяжести можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, при которых требуется специальное обучение.

Для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие : нарушено звукопроизношение, недоразвит фонематический слух, не сформирован грамматический строй речи, словарный запас беден. Выделяют три уровня общего недоразвития речи.

1 уровень – безречевые дети, 2 уровень – начатки общеупотребительной речи, 3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Впоследствии этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается определенная ограниченность мышления, речевых обобщений, значительные трудности в чтении и письме.

Очень важно, чтобы речевая среда, окружающая ребенка, была полноценной, речь родителей и специалистов – правильной и понятной. Во

многих семьях родителей настолько умиляет детский лепет, что искаженные словечки полностью переходят в лексикон взрослых, и к малышу чуть ли не до школы обращаются примерно так, «хоцесь кусю, мой масенький?» или «идем, мамочка даст «ням-ням».

Практически у большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает нужной языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития, у некоторых детей дефекты произношения не исчезают с возрастом, а принимают стойкий характер.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобится много времени и сил. Помимо занятий с

логопедом, очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и основное правило – это подавать хороший пример. Надо много разговаривать с малышом – просто объяснять и комментировать все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте и рассматривайте вместе с ребенком книги. И второе правило, необходимо ребенка научить правильно дышать. Играйте с ним в полезные игры. Самое простое упражнение – это сдувание ватки с ладошки. Можно задувать свечку сначала с расстояния 5-20 см, а потом и с большого. Опустите в воду легкие пластмассовые игрушки, заставьте плавать, подув на них. Можно послушать «пузырьковую музыку», выдувая через трубочку в бутылочку с водой.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Консультация «Организация работы по развитию речи в детском саду» С первых дней жизни маленький человек, как губка впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и признаки её нарушения
Опубликовано: 14 января 2015 в 14:49
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и признаки её нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Жужгова (УИ 290449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД