Грунёва Ирина
Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит. Пусть он находится в постоянном движении»
Публикация «Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх» размещена в разделах
Актуальность проблемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами, в том числе и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из задач, обозначенных ФГОС, является задача развития инициативности, самостоятельности и творчества детей. Необходима подготовка подрастающего поколения к условиям жизни в стремительно развивающемся современном обществе.
Основываясь на том, что ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста является игровая деятельность, игра рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания и развития дошкольника. Подвижные игры занимают особое место среди других детских игр. Отличительной особенностью этих игр является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Подвижные игры способствуют не только оздоровлению ребенка, но и активизации творческой деятельности, самостоятельности, проявлению раскованности, свободы в решении игровых задач. Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх обусловлено их творческим характером. Однако творческая активность детей формируется при условии умелого руководства подвижной игрой. Педагогу отводится особая роль в развитии творческой активности и самостоятельности детей в подвижных играх, которая заключается в создании вариантов игр и постепенном привлечении к этому детей. Необходимо начинать с упражнений и подвижных игр, требующих придумывания и исполнения воображаемой роли в предлагаемой игровой ситуации (игры типа «Сделай фигуру», «Обезьяна и охотники» и др.). Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
Определенные задачи по развитию самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр необходимо решать постепенно.
Так первый этап работы (ознакомительный) направлен на формирование у детей представления о подвижной игре (ее структуре и особенностях организации со сверстниками). На данном этапе необходимо:
• Формировать элементарные представления у дошкольников о структуре подвижной игры и роли ведущего игры.
• Познакомить детей с разными способами сбора детей на игру; различными способами выбора водящего.
• Продолжать формировать и совершенствовать двигательно-игровой опыт дошкольников.
• Продолжать формировать у дошкольников устойчивый интерес к подвижным играм
• Вызвать и поддерживать желание принять участие в игре в роли помощника ведущего игры.
• Воспитывать нравственные качества и развивать коммуникативные способности: дружелюбие, взаимопомощь, желание сотрудничать и др.
Для формирования у детей элементарных представлений о структуре подвижной игры можно использовать новые и хорошо знакомые игры. Знакомство с новой игрой проходит один раз в неделю в основном на прогулке, за неделю она повторяется несколько раз, затем в течение 2-3 недель данная игра повторяется с изменениями. Это такие игры, как «Мышеловка», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса» и др. Знакомые подвижные игры можно проводить в разных вариантах «Самолеты», «Перелет птиц», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Цветные автомобили» и др. В этих играх детям нужно предъявлять повышенные требования к качеству движений, выполнению правил. Объяснение новой подвижной игры проводится по традиционной схеме. При проведении же знакомых игр детям предлагаются проблемные ситуации, в которых при объяснении-напоминании игры пропускается какой-либо элемент игры и задаё тся вопрос: Сможем ли мы в нее поиграть, если неизвестны правила игры? Что получится в таком случае? Обсуждая с детьми различные ответы, подводим их к пониманию того, что при отсутствии даже одного элемента, игра не состоится. Также с помощью вопросов у детей уточняется и закрепляется представление о структуре игры (ее основные элементы). После проведения подвижной игры подводятся ее итоги.
Одним из условий самостоятельной организации игры со сверстниками является наличие у детей умения быть организатором или ведущим игры. Для этого необходимо в первую очередь сформировать представление о роли ведущего игры, содействовать осознанию важности этой роли. Поэтому вначале можно предложить детям побыть в роли помощника ведущего (ведущим является педагог). Педагог привлекает помощника к участию в организации некоторых компонентов игры: помочь подготовить оборудование, сделать разметку, повторить после педагога еще раз правила, определить способ выбора водящего, совместно с педагогом руководить игрой, контролируя соблюдение правил играющими и высказать свое мнение при подведении результатов игры. Однако не всем детям сначала хочется быть помощником, дошкольники больше стремятся получить роль водящего. Поэтому роль помощника вначале даётся детям-лидерам с хорошо развитыми организаторскими умениями и речью в качестве поощрения за проявленные личностные качества или определенные достижения. Таким образом, подчеркивается значимость и важность этой роли. Постепенно все дети попробуют себя в роли помощника, для некоторых детей это совсем не просто, они стесняются, боятся себя проявить, особенно когда приходится перед всеми детьми повторить правила или принять участие в подведении итогов игры. В этих ситуациях педагог должен предложить свою помощь, подсказывает, задаёт наводящие вопросы, подбадривает и даёт положительную оценку работе помощника. При проведении игр детям можно показывать разные способы сбора на игру: с помощью закличек и зазывалок, по договоренности (в определенном месте по определенному сигналу) и др. Знакомить детей с закличками и зазывалками можно в свободное время во второй половине дня. Также в свободное время с детьми разучиваются считалки для выбора водящего в игре.
Целью следующего этапа (практического) является формирование и совершенствование у детей навыков организации и самоорганизации подвижных игр со сверстниками. На данном этапе важно:
• Формировать и совершенствовать у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.
• Обогащать и расширять двигательно-игровой опыт детей.
• Поддерживать устойчивый интерес к подвижным играм и желание самостоятельно играть в подвижные игры с друзьями и другими детьми.
• Воспитывать нравственные качества и развивать коммуникативные способности: дружелюбие, взаимопомощь, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации в игре, руководствуясь правилами.
С детьми также разучиваются новые игры и повторяются знакомые. Еще одним из условий самостоятельной организации игры со сверстниками является наличие у детей определенных организаторских умений или умения исполнять роль ведущего: создать условия для игры, созвать детей на игру, предложить поиграть и организовать игру (все структурные компоненты). Для формирования у дошкольников умения исполнять роль ведущего в игре применяются практические методы. Это могут быть задания, либо поручения, которые при проведении знакомых подвижных игр упражняют детей в разнообразных умениях: подготовить все необходимое для игры (создать условия); собрать своих товарищей на игру, используя зазывалки и заклички; самостоятельно напомнить содержание игры (как в нее играть, уточнить правила игры; самостоятельно распределить роли (выбирать водящего различными способами); контролировать выполнение правил, высказывать объективное мнение при обсуждении результатов игры. Кроме того, в играх часто возникают непреднамеренные проблемные, и даже конфликтные ситуации, которые также используются для формирования умения решать спорные вопросы, опираясь на правила игры, умения договариваться, искать компромисс. Такие задания-поручения сначала получают дети-лидеры, а потом и все остальные. Для выполнения поставленных задач создаются условия для организации самостоятельных знакомых и любимых подвижных игр детей («Прятки», «Ловишки», «Удочка» и др., т. к. именно они являются основой для самоорганизации детей в других играх.
В подвижных играх можно использовать следующие методические приемы: сюрпризные моменты, внесение игровой атрибутики, участие педагога в играх, поощрение детей. Желательно поощрять самостоятельные игры с участием 2-3 детей (как правило, друзей или товарищей, и постепенно подводить к организации игр с большим участием детей.
Третий этап (творческий) направлен на развитие двигательно-игрового творчества старших дошкольников. Здесь решаются следующие задачи:
• Обогащение и расширение представления детей о подвижных играх (возможность изменять и усложнять их).
• Содействие развитию исполнительского творчества (передача игрового образа с помощью движений, комбинирование движений).
• Развитие творческой инициативы, активности и самостоятельности у дошкольников при разработке вариантов знакомых игр.
• Формирование и поддержка осознанного интереа у детей к творческой работе с подвижными играми (изменению и сочинению).
• Воспитание нравственных качеств и развитие коммуникативных способносей
Для развития исполнительского творчества отбираются подвижные игры, которые создают условия для комбинации движений из элементов знакомых упражнений, а также в процессе игр требуется передать с помощью движений какой-либо образ, что способствует развитию у детей воссоздающего воображения. Например, игра «Делай как я», проводится путем повторения всевозможных действий за водящим. При этом сам водящий должен придумать и показать оригинальное движение, тем самым развивая свое двигательное творчество. Проводятся следующие подвижные игры, развивающие исполнительское творчество: «Совушка», «Сделай фигуру», «Ловцы обезьян», «Придумай сам», «Кто к нам пришел» и др. Чтобы подвести детей к придумыванию вариантов знакомых игр, перед детьми ставится проблемный вопрос: Как можно поиграть в знакомую игру по-другому? Дети, как правило, затрудняются дать ответ. Поэтому вначале образец показывает педагог. Для развития у детей творческой инициативы, активности и самостоятельности при разработке вариантов знакомых игр используется серия творческих заданий: придумать новые правила к знакомой игре; изменить сигналы в игре; включить дополнительные задания-движения или заменить одни движения на другие, более сложные; изменить сюжет и двигательную задачу игры. Наивысшим уровнем творчества является продуктивное творчество, предполагающее создание оригинального продукта, созданного детьми самостоятельно.
А воспитание самостоятельности - это развитие способности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Такое воспитание может осуществляться через содержание различных подвижных игр и являться основой для формирования самостоятельной двигательной активности. Через самостоятельную двигательную активность решаются задачи воспитания здоровьесберегающего поведения у дошкольников, связанного с предупреждением травматизма и формируется соответствующее двигательное поведение, что особенно важно в условиях современной жизни.