Вайцель Анастасия
Развитие связной речи ребенка в ДОУ
Одна из задач воспитателя в работе с детьми – сформировать связную речь детей. Самостоятельно, дети не могут овладеть такими сложными видами речевой деятельности, как речь-рассуждение или повествовательная речь. Каждому ребенку необходимо научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Уже с раннего возраста дети пытаются взаимодействовать с внешним миром. При общении с другими людьми ребенок расширяет собственные знания и опыт. Чтобы ребенка понимали, и он понимал других, ему необходимо умение вести диалог – обмениваться фразами с собеседниками. В детском саду педагоги сначала работают над развитием диалогической и монологической речи дошкольников, а затем развивают связную речь детей.
Публикация «Развитие связной речи ребенка в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особую роль играют словесные игры. Они позволяют направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Научите детей играть в «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т. п. Так, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они выстраивают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах или животных, об их классификационных признаках. Умение дошкольников высказываться и реагировать на сообщения других людей так же можно отработать и закрепить с помощью игр. Научите детей играть в «Кто кого запутает», «Так бывает или нет?» («Небылицы», «Ошибка», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др. В этих дети учатся высказывать свою точку зрения, суждение, мнение, реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение. Так, в игре «Кто кого запутает» провоцируется столкновение мнений детей, причем одно из них намеренно неверное. Чтобы вести этот диалог, игроки опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета. Это помогает им мотивировать правильность своих суждений и неправильность суждений партнера. У детей развиваются не только диалогические умения, но и память, находчивость и сообразительность, уточняются представления об окружающем мире. Диалогические реплики единства «побуждение – реакция на побуждение» так же закрепляют в играх. Научите детей играть в «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др. Какие игры закрепляют умение детей побуждать и вежливо реагировать на побуждение Кроме игр, для развития диалогической речи воспитатель должен разговаривать с дошкольниками и проводить тематические беседы с ними.
