Папки-передвижки

Развитие театрализованной деятельности в детском саду

Надежда Коновалова
Развитие театрализованной деятельности в детском саду

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и явления средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоциональной, образной стороны языка.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Развитие театрализованной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через его образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет свою нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Дмитрий Борисович Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время: ограничено включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальных подход к каждому ребенку.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности) в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-нибудь праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения. В такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность следует учитывать :

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и половые особенности. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный) детские рисунки и др. Кроме того, необходимо переодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированногого общения воспитателя с каждым ребенком.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрализовано-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально- эмоциональному развитию детей.

Воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Особое внимание надо обращать на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темп, интонация, логическое ударение). Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» - рассказы по схематическим картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой изображен любой персонаж);

- проигрывание ролей в парах;

- При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10 – 12 детей в подгруппе, парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчеловечных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все дети и взрослые – артисты. И они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает так6 стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Эмоционально-чувственного опыта

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий6

- единства социально- эмоционального умственного развития;

- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Публикации по теме:

План работы над постановкой театрализованного представления В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит зна­комые литературные сюжеты. Именно.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. Основная задача педагогов-практиков состоит в том, чтобы развивать личность каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие театрализованной деятельности в детском саду
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 19:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД