Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций

Первухина Любовь Алексеевна
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Инженерно- техническая школа имени дважды Героя Советского Союза

П. Р. Поповича

(дошкольное отделение, ул. Черняховского, д 15, корп. 3)

Материал для публикации

по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр - драматизаций»

подготовила музыкальный руководитель

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций» размещена в разделах

Первухина Л. А.

Москва, 2018 г.

ТЕАТР!- ЭТО ВОЛШЕБСТВО, ЧУДО, СКАЗКА, ТАИНСТВО.

Наше время - время стрессов, резких взлётов и падений человеческих судеб. Атмосфера насыщена отрицательными, негативными явлениями. Телевидение, пресса, даже детские фильмы и мультфильмы несут огромный негашеный заряд энергии. Это негативным образом влияет на незащищенное хрупкое поле ребёнка. Как уберечь ребёнка от негативного влияния окружающей нас действительности? Как сделать его мир добрее и мягче?

Эти и многие другие вопросы волнуют нас всё больше и больше. У меня есть опыт моей профессии. Я стараюсь его использовать. Обращаюсь к опытам других педагогов- музыкантов. Много было вопросов. Немало их и сейчас.

За помощью я обратилась к сказке. Сказка во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Но как донести сказку до хрупкого сердца ребёнка? Как воплотить сказку в сценическое действие? Сама жизнь подсказала мне решение. Я обратилась к проблеме "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР И ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ". Тема театрализованных спектаклей увлекала меня всегда.

Понимая значение драматургии в развитии творческих способностей детей и актуальность проблемы, ц постепенно увлеклась работой по театрализованной деятельности детей.

Театрализованная музыкальная сказка, на первый взгляд, очень простая и доступная форма, несёт в себе огромный потенциал развития творческих способностей детей.

"ГОВОРЯТ, ЧТО В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ РЕБЁНОК ПРИОБРЕТАЕТ ТРЕТЬ ТОГО ОПЫТА, ЧТО ОН ПРИОБРЕТАЕТ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ. ЭТО НЕВЕРНО: НЕИЗМЕРИМО БОЛЬШЕ!"

М. ВОЛОШИН. ОТКРОВЕНИЯ ДЕТСКИХ ИГР.

Музыкальные спектакли - школа творчества для взрослых и для детей. Я не ставлю своей целью из ребёнка сделать артиста. Мы с детьми играем не в "артистов", а в "Театр".

Театрализованный спектакль в детском саду - это особенный праздник! Оживают сказочные герои: принцессы и принцы, гномы, волшебные феи и т. д. Все дети с нетерпением ждут развязки событий, кульминации спектакля. Каждая музыкальная сказка имеет свою направленность, свою композицию, свою идею. Но почти через все музыкальные скажи проходит одна очень важная тема: воспитание чувства дружбы, взаимопонимания, любви к близким, нетерпимость к злу и насилию. Участвуя в музыкальном спектакле, ребёнок самоотражается и самоутверждается. Здесь развиваются его музыкальные и творческие способности. Ребёнок становится богаче духовно и нравственно. Познаёт прекрасный мир музыки. Опыт показывает, что ребёнка необходимо знакомить со сказками, на которых выросло не одно поколение. В таких сказках, проверенных веками, заключена мудрость народа, заложены основы национальной культуры. А как хочется быть похожими на героев любимых сказок! И такое возможно только в Театре! Как светятся счастливые глаза ребенка от счастья и чувства собственного достоинства!

Мой опыт работы показывает, что небольшие музыкальные сказки, инсценировки необходимо предлагать для показа уже в младшей группе. Я предлагаю вниманию детей такие русские народные сказки, как "Колобок", "Теремок", "Сказка о глупом мышонке", "Репка". Привлекаю к работе и воспитателей. Они выступают в роли Сказочницы, мамы. В средней группе дети с большим желанием играют в сказках "Краденое солнце" по мотивам сказки К. И. Чуковского, "Три ёлочки" Е. Масс, "Лиса, заяц и петух", "Петушок", "Дудочка". Эти сказки предлагаю включать в сценарий новогоднего праздника. Сказка "Краденое солнце", автором которой являюсь я, на мой взгляд, довольно сложная, требует хороших музыкальных и творческих навыков. Много пришлось работать над центральным персонажем сказки. На мой взгляд, мальчик Дима неплохо справился с этой ролью. И впоследствии остальным мальчикам тоже была предложена эта роль. Каждый ребёнок видит и воспроизводит образ по своему. Однако, несомненно дети испытывают огромное наслаждение и удовлетворение от игры.

Огромное удовлетворение испытываю от работы над сложными музыкально- драматическими спектаклями. Предлагаю детям подготовительной группы следующие спектакли:

"Зайцы и лиса" - музыкальная сказка по мотивам сказки В. Колосовой. Музыка Н. Богословского, В. Кравцова, С. Каца, Е. Тиличеевой, М. Красева, М. Глинки, А. Гречанинова, А. Филиппенко.

"Клубок - шерстяной колобок". Текст В. Колосовой.

"Коза-дереза" - музыкальная сказка по мотивам русской народной скажи.

"Белоснежка" - музыкальная сказка по одноимённому произведению братьев Гримм.

"Царевна-льдинка" - музыкально-драматический спектакль.

"Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А. С. Пушкина, автором которой являюсь я. Музыка Н. Римского-Корсакова.

В своей работе над театрализованными представлениями использую опыт и других педагогов. С большим желанием наши дети играли музыкально-драматический спектакль "Аленький цветочек" по одноимённому произведению С. Аксакова, автор Э. Чурилова, "Красная шапочка на новый лад", автор JI. Первухина, "Спящая красавица" - музыкальная сказка по одноимённой сказке АС. Пушкина, "Золушка" и другие.

Прелесть не только в самом показе музыкального спектакля, но и в подготовке к нему. Это настоящий творческий процесс. Стараюсь, чтобы от игры над музыкальным спектаклем ребёнок получал наслаждение. Продумываю, какую сказку предложить детям, учитывая её актуальность и значимость. Сказок со сложным текстом или со сложным музыкальным репертуаром стараюсь не предлагать. Текст подбираю стихотворный и несложный. Мой опыт работы подсказывает, что текст, данный в прозе, усваивается детьми сложнее. Стараюсь учитывать при выборе той или иной сказки психологические и физические нагрузки детей, их музыкальные способности. Большое место уделяю работе с детьми над глубоким показом музыкального образа. Однако стараюсь не навязывать своего мнения. Прошу показать так, как чувствует сам ребёнок, как он видит образ данного персонажа сам. Это непростой процесс. Однако, очень увлекательный!

Придя утром в детский сад и войдя в группу, дети должны почувствовать, что сегодня у них праздник. В группе вместе с детьми и воспитателями размещаем красочно оформленную афишу музыкального спектакля, где поимённо отражены исполнители. Наши дети принимают самое активное участие в изготовлении афиш и пригласительных билетов для гостей. Объясняем детям, что красочно оформленная афиша, большие и красивые декорации, нарядные костюмы - залог успеха. Вместе с воспитателями провожу беседы с детьми о театральной деятельности Москвы, о том, какие красочно оформленные афиши вывешены у входа каждого театра.

Усвоение детьми музыкального спектакля происходит в несколько этапов. Прежде, чем предложить детям прослушать музыкальную сказку, мы вместе с воспитателями хорошо её осваиваем, изучаем текст. Работаю над музыкальными номерами, для того, чтобы художественно и выразительно исполнять их. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем правдивее и выразительнее передадут дети образы сказки.

Предлагаю рассмотреть несколько этапов усвоения музыкального спектакля. Поэтапное усвоение детьми музыкальной сказки помогает в работе.

На первом этапе выразительно читаю детям сказку, исполняя по ходу действия музыкальный материал. Показываю иллюстративный материал, картины и т. д. После такого прослушивания дети с большим интересом делятся своими впечатлениями друг с другом, с воспитателями, дома. По прошествии некоторого времени, примерно через неделю, слушание повторяем. Таким образом, наши дети слушают сказку 2-3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.

На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Песни и танцы, которые встречаются в сказке, выучиваю сначала со всеми детьми, а затем для исполнения выделяю тех, кому лучше удается их выполнять. Разучивание песен на данном этапе провожу, сидя на стульях.

На третьем этапе наши дети усваивают текст сказки, начинают исполнял, его в игре. Я даю детям лишь некоторые режиссерские указания, например, откуда выходить действующим лицам, в каком порядке, в каком направлении и не более. При разучивании сказки стараюсь не навязывать детям зафиксированных движений, поз.

Поощряю самостоятельное выявление детьми образа, их творческие навыки, находки. Говорю: «Покажи, как чувствуешь?». Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, напоминаю его характерные особенности, например: принцесса Белоснежка - мягкая и добрая, Дюймовочка - маленькая и хрупкая, Филин - злой волшебник, гномы - веселые, зайчик - пугливый, король - мудрый и т. д.

На четвертом этапе вношу в действие спектакля необходимые атрибуты, реквизит.

На пятом этапе все участники спектакля надевают полные костюмы, на сцену ставят все необходимые декорации.

И вот все готово к началу спектакля. Я волнуюсь вместе с детьми.

Звенит звонок. Занавес. Звучат волшебные звуки музыки. И на сцене происходит волшебство, таинство! А в зале все стихло, гостей пришло много. Ребенок становится героем. Он хочет показать все свое умение и мастерство. А дальше - аплодисменты. Успех.

"МЫСЛЕЙ И ДЕТЕЙ НЕ МЕНЬШЕ, И ОНИ НЕ БЕДНЕЕ И НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ У ВЗРОСЛЫХ, ТОЛЬКО ОНИ ДРУГИЕ. ПОЭТОМУ НАМ ТАК ТРУДНО НАЙТИ С НИМИ ОБЩИЙ ЯЗЫК, ПОЭТОМУ НЕТ БОЛЕЕ СЛОЖНОГО ИСКУССТВА, ЧЕМ УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ С НИМИ"

ЯНУШ КОРЧАК

Однако, нам помогают замечательные сказки АС. Пушкина, которые являются настольной книгой каждого человека. Интересный сюжет, прекрасные образы, великолепная драматургия все болте и более привлекают к себе. Детям хорошо знакомы сказки поэта, они с удовольствием их пересказывают, играют в них. Когда я объявила детям о том, что мы будем ставить спектакль "Сказку о царе Салтане", дети очень обрадовались. Мы глубоко изучили сказку, ее сюжет, определили силы добра и зла. И успех пришел к детям!

Мы ставим много спектаклей. Общаясь друг с другом, дети становятся добрее и внутренне богаче. Богатый внутренний мир герое», со вкусом оформленные декорации, художественно выполненные шеломы, яркая игра детей - все это способствует воспитанию у них оценочного отношения к действительности.

А дети продолжают играть в "Театр"!

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством театрализованных игр «Развитие речи детей через театрализованные игры» Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений,.

Развитие творческих способностей детей 4–5 лет посредством опытно-экспериментальной деятельности Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Работа над данной проблемой проводилась в течение трёх лет с группой детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Характеризуя воспитанников, хочется.

Презентация «Развитие творческих способностей детей посредством организации изостудии «Фантазия» Развитие творческих способностей детей посредством организации изостудии «ФАНТАЗИЯ»Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ИГРА-ОСНОВНОЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЗРОСЛЫМИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ИГРА РАЗВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ,ВОСПИТЫВАЕТ.

Развитие художественно-творческих способностей детей, посредством техники декупажРазвитие художественно-творческих способностей детей, посредством техники декупаж Декупаж (от фр. dcouper — «вырезать") техника декорирования различных поверхностей предметов вырезанными из изображений фрагментами.

Развитие творческих способностей детей 5–6 лет посредством театрализованной деятельности «Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет жизненной.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» общеразвиваего вида городского.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина»Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина» ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из мощных средств развития у детей чувств и эмоций является искусство. Поэтому необходимо как можно раньше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций
Опубликовано: 30 мая 2018 в 23:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД