Татьяна Рудкина
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
. Актуальность опыта
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» размещена в разделах
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Искусство формирует и развивает человека всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Освоение как можно большего числа разнообразных нетрадиционных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение, способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зри-тельного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают' информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Разнообразие нетрадиционного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.
3.2. Новизна опыта
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
3.3. Область практического применения опыта
Содержание педагогического опыта адресовано воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным, внимательным родителям и, конечно, детям дошкольного возраста.
3.4. Теоретическая база опыта
Путь к прекрасному, к постижению красоты долгий и непростой. Изобразительное искусство, как письмо, имеет свой законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека. Рисовать просто так детям совсем неинтересно. Конечно, педагог может просто воспользоваться своим правом взрослого. И, безусловно, ребенок не будет сопротивляться. Он займет свое место за столом и покорно будет выполнять все указания. Однако при этом не проявятся ни интерес, ни старание.
Развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи. В противном случае затраченные усилия и проделанная на занятии работа становится для детей бессмысленной, и они в последующем не будут интересоваться изобразительной деятельностью, зная заранее: ее оборвут на самом важном для них месте.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов ХХ века: Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, П. П. Блонский, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе с Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац, В. Н. Шацкой, продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало художественная, изобразительная деятельность и искусство воспитывают в ребенке, и в этой своей функции они ничем не могут быть заменены. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Изобразительная деятельность является важнейшим средством художественного и эстетического воспитания. Ещё художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого: Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.
Вспоминаются слова ЭдуардасаМежелайтиса, литовского поэта и мыслителя: «Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красота доступна только таким глазам. Мир должен дивить, как сказка. И в сказку надо верить. Как в реальную жизнь. В сказку верят только дети. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Греческий скульптор увидел свою. Афродиту глазами ребенка, как Рафаэль-красоту и непорочность Сикстинской мадонны, как Леонардо да Винчи - благородную прелесть Монны Лизы. Огюст Роден перенес в мрамор тончайшие линии, увидев их в природе глазами ребенка».
В основу опыта легла общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», и такие технологии как:
1. И. А. Лыковой «Цветные ладошки»,
2. А. В. Никитиной Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
3. Г. Н. Давыдовой Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
4. Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».
5. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
7. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
8. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.
Свою работу строила на следующих принципах:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• Принцип доступности материала.