Наталья Рябчукова
Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народной одеждой Оскольского края.
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, что является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых, оно еще не задавлено стереотипами, оно более независимо.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народной одеждой Оскольского края,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать развитию творческих способностей ребенка и воспитанию любви к Родине.
Любовь к стране начинается с любви к своему городу, к его культуре, искусству и традициям. Приобщая детей к традициям русской культуры, мы, прежде всего, знакомим их с традициями Оскольского края. Для того, чтобы дать детям достоверные знания, нам самим пришлось изучать историю и культуру Оскольского края : неоднократно посещать библиотеку Старооскольского краеведческого музея, обращаться за помощью к сотрудникам Центра народно-прикладного творчества, брать уроки лепки Старооскольской глиняной игрушки у народных мастеров Татьяны и Владимира Лобынцевых, изучать разнообразие народной одежды Приосколья.
Народная одежда – яркое, самобытное и своеобразное явление традиционной художественной культуры. Возникновение, развитие и в целом судьба народного костюма неразрывными узами связаны со сложной историей заселения Оскольского края в 16-17 столетиях, формирование этнического состава населения, постепенным складыванием местных традиций под воздействием природных, социально-бытовых факторов и хозяйственной деятельности наших предков. Изменяясь с течением времени под влиянием вышеуказанных факторов, традиционная одежда вместе с тем нередко на протяжении столетий сохраняла древние черты в покрое, украшениях, терминологии.
Народная одежда Приосколья (бывшие Курская и Воронежская губернии) является своеобразной неотъемлемой разновидностью общерусского национального костюма. Почти в каждом селении края бытовали костюмы с ярко выраженными локальными чертами. Они проявлялись в манере ношения, в количестве входивших в её состав предметов, в цветовой гамме, покрое и характере украшений. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого взгляда по её костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения поневы, цвету пояса и другим деталям, не выходя за рамки основных комплексов русского национального костюма.
Необходимо отметить ещё одну важнейшую особенность народной одежды – это её исключительная декоративность, которая достигалась сочетанием тканей разного качества и цвета, вышивкой, узорным ткачеством и кружевоплетением. Причем, украшение одежды, всегда имело определенное назначение и смысл, связанные с верованиями и мировоззрением наших предков.
Знакомя детей с народным костюмом, мы решаем несколько задач: дети получаю познавательную информацию о быте людей, их обычаях и традициях; обогащают запас слов и познают смысл выражений дошедших до наших времен; учат любить свой край и гордиться его своеобразием; развивают творческие способности.
В своей образовательной деятельности используем разные формы работы: рассматривание иллюстраций народных костюмов Старооскольского района; экскурсии в краеведческий музей и музеи, созданные в гимназии №3, детском саду №57; совместно с родителями организовываем «Бабушкины посиделки», на которых знакомим с предметом одежды; и обязательно, проводим праздничные развлечения в стиле «Ярмарка», «Аленушкины сказки». Кроме этого, проводятся беседы и практическая творческая деятельность.
В младшем дошкольном возрасте начинаем прививать любовь к родному краю, рассказывая детям о красивых местах города, знакомить с народными праздниками, на которых самым ярким элементом является народная одежда. А когда предоставляется возможность детям одеться в народный костюм – это вызывает море положительных эмоций и впечатлений. В непосредственной образовательной деятельности по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду приобщаем детей к восприятию искусства, проявления положительных эмоций при рассматривании предметов народного костюма, закрепляем и обогащаем представление детей о цвете народной одежды. Формируем умение правильно держать карандаш, кисть, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за приделы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Учим создавать простейшие декоративные композиции по мотивам Старооскольской народной одежды.
В старшем дошкольном возрасте продолжаем вести работу уже более целенаправленно. Знакомим детей со значением цвета в народной одежде; формируем желание создавать узоры на листах в форме народного костюма; учим использовать детьми декоративные ткани для развития творчества; закрепляем умение ритмично располагать узор, расписывать бумажные и объемные фигуры, а также украшать их аппликацией или налепом. художественной деятельности. Учим сравнивать народный костюм родного края с костюмами других регионов России, находить сходства и отличия. Для выполнения этих задач связующей нитью является художественное слово, малые фольклорные формы. Правильно подобранная потешка, загадка, закличка помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии и положительного настроя к восприятию того или иного предмета и информации. Поэтому с помощью родителей оформили альбом «Читаем детям», где подобрали загадки, потешки, песенки, заклички, стихи об одежде и домашнем укладе. Собрали информацию и иллюстрации о народной одежде Приосколья. Приобрели книжки-расскраски с народными костюмами. Изготовили дидактические игры «Наряди куклу», «Укрась костюм», «Назови одежду», «Что обозначает цвет». Обшили куклу в народный костюм Старооскольского района. Сейчас собираем коллекцию кукол в костюмах разных губерний России. Планируем открыть мини-музей в детском саду.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д. С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.