Папки-передвижки

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности

Анна Сальникова
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.

Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Публикация «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности» размещена в разделах

Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует все свои качества : проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.

Например, в сюжетно – ролевой игре «Семья», дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения. Можно придумать много разных сюжетов : «Мама готовит завтрак», «Готовимся к приходу гостей», «Бабушка приехала», и т. п. А в сюжете «Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.

В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.

Например, показывая сказку «Теремок», в домике могут поселиться любые персонажи, а медведь не хочет ломать дом, и они весело водят хоровод вокруг теремочка.

А в сказке «Зайкина избушка» лисичка просит прощения у зайчика и остается жить у него, а может быть звери вместе строят дом для лисы.

В своей работе для развития творческого воображения детей мы используем следующие дидактические игры.

«Составь загадку»

Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.

«Нарисуй и расскажи»

Попросите детей нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.

«Что у меня за спиной?»

Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.

«Космическое путешествие»

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.

Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

«Необитаемый остров»

Предложите детям поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

«Волшебные превращения»

Игра развивает воображение, образную память, образное движение.

Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

«Сочиняйка»

Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.

Сочиняйте сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Записывайте эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать.

«Пластилиновый театр»

Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.

В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Продолжение:Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 5 Цели: -способствовать воспитанию у детей материалистического.

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Цикл эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка: Потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребенка выражается в его желании.

Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста». В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители).

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Приложение к циклу эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возрастаПриложение к циклу эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Эти занятия вызывают у детей живой интерес. Но воспитателю их сначала нужно изучить, понять смысл задуманного. Вот тогда, коллеги, у вас.

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Эти слова могли бы.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 18:31
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД