МААМ-картинки

Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста

Елена Котельникова
Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческой деятельности личности, одним из средств ее развития является сказка. В начальный период формирования личностных качеств, черт характера ребенка восприятие произведений искусства играет решающую роль, так как закладывает основы и эстетического отношения к окружающему, и моральных норм поведения. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

Публикация «Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка".

В настоящее время большое внимание стали уделять интеллектуальному развитию детей. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Но для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие его внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств.

Всемирно известный детский психолог, академик А. В. Запорожец придавал очень большое значение сказке, как источнику творчества и источнику интеллектуального развития, как неотъемлемой части эстетической культуры. Он предлагал «пожить» вместе с детьми в «воображаемом мире сказки», особое внимание уделять играм-драматизациям и созданию рукописных книг по придуманным сказкам.

Работа по углубленному внедрению сказки в педагогическую деятельность тесно связана с развитием речи. По убеждению В. А. Сухомлинского «между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения, тем неожиданнее образы, которые создают малыши. Сказка облегчает познание истинных закономерностей природы. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов – великанов, Бабы – Яги и Кощея – Бессмертного. Но если бы у детей не было бы всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести и красоте – их мир был бы тесным и неуютным».

Сказка «открывает» детям веками складывающиеся структуры языка, которые являются благодатным материалом для творческого преобразования. Дети – самые активные и яркие преобразователи языка. Без знаменитого детского словотворчества невозможно полноценное владение нормативными словообразовательными средствами родного языка. По мнению К. И. Чуковского, благодаря свободному экспериментированию со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию неологизмов – забавных словечек типа «пескаватор», «копатка» и т. д., ребенок оптимально овладевает исторически устоявшейся системой языковых норм. К. И. Чуковский не случайно поражался тому, что некоторые детские неологизмы вполне могли бы быть достоянием какого-нибудь славянского диалекта – настолько точно они воспроизводят языковую традицию мира взрослых.

Сказочный мир замечательно приспособлен для развития воображения. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные потребности ребенка:

1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2) Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, что-то добывает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умении организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью познать его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения, владение его технологией.

Сказка заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам и, в результате этого сопереживания, у него появляется не только новое представление о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Т. И. Бабаева в руководстве детским словесным творчеством выделяет два этапа : подготовка к творческой деятельности и ее организация. На первом этапе происходит накопление необходимых впечатлений, обогащение знаний. Прежде чем ставить перед детьми задачу самостоятельно придумать сказку, необходимо познакомить их с разными сказками (народными, литературными, имеющими различную стилистику. Дети слушают сказки в исполнении воспитателя, артистов (аудиозаписи). У них формируется представление о манере рассказывания сказок. Необходимо обращать внимание на фольклорные средства, эмоционально-образные характеристики персонажей, использовать приемы, помогающие детям освоить логику и последовательность развития событий в сказке : беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составление плана изложения.

В результате первого этапа у детей формируется интерес к сказке, а также знания и умения, необходимые для самостоятельного придумывания сказок.

Второй этап включает в себя организацию разнообразной творческой деятельности по работе со сказкой :

• придумывание эпитетов, характеризующих тот или иной персонаж сказки;

• придумывание сравнений, что помогает развивать ассоциативные связи;

• прием словоизменения, помогающий детям почувствовать разницу в оттенках слов, например: «котище, серый хвостище…», а как сказать ласково? (Котик, коток, серенький хвосток);

• придумывание синонимов и антонимов.

Интересные способы развития воображения ребенка содержатся в книге великого итальянского сказочника Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй». «Бином фантазии» заключается в том, чтобы придумать интересную историю, в которой увязывались бы два случайно выбранных и разных по смыслу понятия (например, пес – шкаф). Необходимость придумать необычную занимательную историю значительно повышает творческую речевую активность детей.

Важная роль в развитии словесного творчества принадлежит таким приемам, как: сочинение сказочной истории, начало которой предлагает воспитатель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке. На основе сравнения содержания разных сказок дети постепенно осваивают ее композиционную структуру, типичную для народных сказок схему построения сюжета, предложенную Е. М. Мелетинским:

1. Знакомство с героями.

2. Возникновение проблемы (потеря, беда и т. д.).

3. Поход героя с целью разрушить проблему (найти волшебное средство и т. д., предварительное испытание его (героя) на ум, ловкость, смелость и т. д.

4. Получение героем волшебного средства.

5. Основное испытание героя (борьба со злом).

6. Победа героя, достижение цели, исполнение желаний.

Исследования Л. М. Гурович показали эффективность использования в развитии умения сочинять сказки приема «сказки – кальки» (термин Дж. Родари). Он состоит в следующем: детям предлагается хорошо известная сказка, затем создается ее общая схема и по схеме сочиняется новая сказка, похожая на первую по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями. Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета.

Общаясь со сказкой, дети учатся составлять простые и распространенные предложения, составлять связный рассказ, а главное – учатся творить, сочинять, экспериментировать. Им очень интересно находиться в состоянии поиска, фантазировать, нестандартно мыслить…

Публикации по теме:

Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!». Актуальность технологии. Целью данной технологии.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованной деятельности Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, по средствам театрализованной деятельности Театр — один из самых демократичных.

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Работа по самообразованию на тему: «Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Проект «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной.

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Васекова Светлана. Работа по самообразованию Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности».

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Терехова Надежда Алексеевна Воспитатель.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Васильевой Марии Генннадьевны Тема: Развитие связной речи.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста аспекты социально – личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 13:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Котельникова (УИ 283264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД