Папки-передвижки

Конспект занятия «Богатыри земли русской»

Марина Медведева
Конспект занятия «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие у дошкольников представления о роли человека в истории и культуре

Задачи: познакомить детей с русской былиной, её возникновением. Познакомить с русским народным инструментом- гусли. Оказывать помощь в разгадывании шарад, кроссвордов; развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Оборудование: картина Васнецова " Богатыри", изображение гуслей, шарады, кроссворд, лабиринт.

Методика проведения:

Публикация «Конспект занятия „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по древней святой Руси. Но как попасть в прошлое? Ведь у нас нет машины времени, чтобы перенестись в далёкие времена. Мы попробуем попасть в древнюю Русь через волшебный мир былины. Вслушайтесь в эти слова " быль", " былина", " было". Что такое былина? Былина- это сказание,которое напоминает быль, т е правду.

Больше всего сложено былин о времени правления Киевского князя Владимира- Красное Солнышко. Эти былины дошли до наших дней, но скажите, ребята, как сохранились эти былины? (ответы детей)

Первыми исполнителями былин были песенники- сказатели, их называли Баяны. Они передавали былины из "уст в уста" по памяти, как слышали от своих предков.

Сопровождалось пение былин игрою на русском народном инструменте- гуслях.

(рассмотреть изображение инструмента, слушание записи игры на гуслях).

- Ребята, какие былины вы знаете (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня и Змей Горыныч, Алёша Попович и Тугарин Змей)

Вот послушайте, ребята, былину, посвящённую поединку Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. (звучит запись игры на гуслях)

- " Возьму гусли звончатые, да настрою на старинный лад. Заведу песню стародавнюю о деяньях славного русского богатыря Добрыни Никитича. Давно это было. В славном городе во Рязани рос- подрастал у отца с матушкой единый сын Добрыня Никитич. А в переводе с греческого, дорогие ребятушки, имя его означало " добрый победитель". Рано научился Добрыня бойко книги читать, да орлиным пером писать, на гуслях играть, песни складывать. А как вырос Добрыня до полного возраста,пробудились в нём ухватки богатырские. Стал Добрыня на коне в чистое поле поезживать, да в запретной Пугай-реке купаться. А неподалёку Пугай-реки на горах Сорочинских жил Змей-Змеище-Горыныч о трёх головах, свирепый, жадный. Ненавидел Змей Добрыню за то, что не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Горыныч к себе на горы в пещеры утаскивал.

Вот и подкараулил Змей, как Добрыня безоружный, в жаркий день стал в Пугай- реке купаться, да заплыл далеко от берега. Тут и налетел Змей, ощерился: " Ты теперь, Добрыня, у меня в руках. Захочу- тебя огнём спалю, захочу- в полон возьму, унесу тебя в горы Сорочинские, во глубокие норы Змеиные!"

Сыплет Змей искры, огнём палит, ладит ухватить добра молодца. А Добрыня проворен,увёртлив, нырнул глубоко, до самого берега. Успел выскочить на жёлтый песок, да схватить шляпу-колпак, да скоро набил шляпу жёлтым песком и метнул тот 3-х пудовый колпак в супротивника. Упал Змей на сыру землю. Вскочил Добрыня змею на грудь, хочет отрубить все 3 головы. Тут поганое чудище взмолилось: " Не бей меня, не казни, отпусти живого. Не стану я больше на Русь налетать, разорять сёла, да людей в полон брать.

Молодой ещё был Добрыня, поверил Змею и отпустил его на волю вольную, а сам поехал в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Но ещё много раз довелось ему сражаться со Змеем лютым. "

В этой былине Добрыня победил Змея Горыныча. И во всех других былинах всегда побеждали всякую нечисть русские богатыри, потому что были они сильными и могучими, надёжно охраняли землю русскую от врагов.

-Ребята, слышите топот? Это скачет гонец с донесением (вносят берестяную грамоту).Нужно помочь гонцу доставить грамоту в Киев, князю Владимиру, но для этого нужно выполнить несколько заданий, которые будут встречаться на нашем пути.

Чтобы выполнить 1ое задание, я предлагаю рассмотреть картину Васнецова

" Богатыри".(беседа по картине)

2 Чтобы двигаться дальше, надо разгадать шарады. Соотнесите цифры с буквами, прочитайте, какие слова получились (оружие, доспехи). Покажите их на картине.

3 Ребята, мы снова продолжим путь, но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он положил оружие вместе с другими предметами. Помогите богатырям найти своё оружие, закрасьте его красным карандашом.

4 Давайте с вами вспомним поговорки о чести и доблести воинов.

" За совесть, за честь, хоть голову с плеч"

" Один в поле не воин"

" За край свой насмерть стой"

" Кто честно служит, с тем слава дружит"

5 Много врагов было у Руси. Но были у русского княжества воины- богатыри. Они несли на заставах сторожевой дозор.

" Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищены

Рубежи родной земли"

6 Дети разгадывают кроссворд по теме.

Как же назывались воины, которые охраняли рубежи родной земли? (стражи)

В российской армии границы нашей Родины охраняют воины- пограничники. Наши мальчики, когда вырастут, пойдут в армию. Они будут защищать нашу Родину от врагов.

7 Последнее наше задание.

Помогите богатырю найти меч- кладенец. Заштрихуйте ту дорожку, по которой должен ехать воин.

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями на своём пути и доставили грамоту князю Владимиру в стольный град Киев.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Фотоотчёт праздника «Троица»Фотоотчёт праздника «Троица» В нашем детском саду стало уже традицией в летний оздоровительный период проводить для детей фольклорный праздник «Троица». Вот и в этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 18:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Богатыри земли русской»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Медведева (УИ 252480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД