оксана кокарева
Развитие внимания — как залог успешного обучения.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания – как залог успешного обучения.
Сегодня в России большое внимание уделяется здоровью детей. Еще в 1995 году на Пироговском съезде врачей говорилось, что 70% населения страны живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, психосоматических расстройств, тяжелых неврозов, что не могло не сказаться на состоянии детского здоровья. Из общего числа детей, родившихся к началу XXI века, лишь 20% можно считать абсолютно здоровыми, более 35% родились больными и почти 45% составили группу риска [1].
Публикация «Развитие внимания — как залог успешного обучения,» размещена в разделах
Многие дети, обучающиеся в нашей школе, имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека является возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Хочется остановиться на таком психическом процессе, как внимание развитие и совершенствование которого, как и обучение, письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем в наше время.
Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.
Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные [2].
Решение проблемы оптимизации развития внимания у младших школьников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимают уроки математики, так как этот предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции интеллекта, вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося, она является одной из важнейших наук на земле и именно с ней ребенок встречается каждый день в своей жизни.
Я предположила, что коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у младших школьников будет эффективна, если:
- на этапе оргмомента проводить дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей;
- поддерживать интерес к урокам с целью формирования послепроизвольного внимания.
Исследование проводилось на базе школы.
Для проведения коррекционно-педагогической работы был составлен комплекс дидактических игр и упражнений на развитие объема, концентрации, распределения, переключения и устойчивости внимания, которые использовались на этапе оргмомента урока. С целью формирования послепроизвольного внимания использовались методы и приемы для поддержания интереса к урокам.
По итогам опытно-экспериментальной работы разработаны методические рекомендации для учителей по развитию внимания.
Литература
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения. – СПб. : Питер, 2008. – 320 с.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М. : Просвещение, 1960. – 159 с.