МААМ-картинки

Развитие элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Ольга Вакуленко
Развитие элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

Дошкольные учреждения решают важную социальную задачу - воспитание всесторонне развитой личности. Воспитатели и педагоги должны подготовить ребенка думающего и чувствующего, который может свои знания применить в жизни.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Важная роль в воспитании детей принадлежит математике. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего детства.

Формирование и развитие логических структур мышления должны осуществляться своевременно. Нужно выбрать правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития ребенка.

Из своего опыта работы с детьми могу сделать вывод, что успешное обучение математике определяется степенью сформированности у ребенка мыслительных операций и речи, умение и желание думать. Владение навыками счета, умение решать счетные задачи необходимо детям для начала успешного обучения в школе. Каждый ребенок стремится к активной деятельности. Важно чтобы желание не пропало. Поэтому нужно помочь ребенку проявить себя в более близком, естественном и доступном для него виде деятельности - игре. Именно в этом виде деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностно е развитие ребенка, что опять же является основой для успешного обучения в школе.

:На мой взгляд, развитие математических способностей занимает особое

место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий,как счет,число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления сравнением, анализам, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Руководствуясь идеей развивающего обучения, я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения матем атическим материалом.

Целью моей работы стало: создать условие для интеллектуально- познавательного развития дошкольников, формирования у детей математических способностей.

Для себя я поставила следующие задачи :

1. Сформировать у детей представления о значении в жизнедеятельности людей чисел, пространственно-временных отношений, величины и формы предмета.

2. Осуществить формирование наглядно-образного и логически­

Понятийных форм мышления, развивать восприятие, воображение, пространствеиное представление, внимание, память (словесную, смысловую, зрительную).

3. Развивать умственные способности, находить зависимости и закономерности, владеть планомерным восприятием, обобщенным и формами мышления (обобщать предметы и действия) и основными логическими операциями (сравнение, классификация, обобщение).

4. Развивать качество ума : гибкость, критичность, логичность и самостоятельность.

Исходя из выделенных задач я разделила работу на 3 этапа. На первом

этапе провела диагностику математических способностей детей 6-7 лет. Оценила навыки развития устного счета, степень овладения наглядно­ образным и логическим мышлением, пространствеино-временных отношений.

На втором этапе я изучила и обобщила педагогический опыт по развитию математических спосооностей детей ученых и педагогов- практиков. Разработала перспектинный план работы по следующим возрастным категориям.

3-4 года. Основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развития у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, ум ения и навыки:

1. Умение в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства

и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).

2. Умение продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признакам. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

3. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине и ширине.

4. Количественный и порядковый счет в пределах 1О.

S. Умение распознавать простейшие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме.

4-5 года.

1. Умение считать в пределах 10, называть числа по порядку, указывая на

предметы располож енные в ряд.

2. Умение отвечать на вопросы «сколько всего>>, «который (какой)» по счету.

3. Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета

представление о равенстве (неравенстве).

4. Совершенствовать умения детей сравнивать по два предмета по

величине (длине, ширине, высоте).

5. Познакомить детей с прямоугольником, учить узнавать и называть его.

Продолжать учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.

б. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед,

назад, вверх, вниз, знать правую и левую руку.

5-6 лет.

1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия

отдельных предметов и совокупностей.

2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать

взаимосвязь между частью и целым.

3. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно

пользоваться порядковыми и количественными числительными.

4. Умение называть для каждого числа в пределах 1О предыдущее и

последующие числа.

5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры и тела.

6. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,

последовательность месяцев в году.

6-7 лет.

1. Умение считать в пределах 20 в прямом и обратном поряд ке.

2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.

3. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости, площади.

4. Умение практически измерять длину и объем различными мерками.

5. Умение узнавать и называть геометрически е фигуры, находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме.

На третьем этапе я предполагаю создание предметно-развивающей среды. В основе моей работы лежит принцип от простого к сложному. Я предлагаю детям игры, насыщенные логическим и математическим содержанием : «геометрическое лото», «подбери по форме», <<заполни квадрат», «подбери картинки к цифре». Играя, дети не замечают, что их чему-то обучают, но незаметно для себя, в игре ребята учатся сравнивать (дидактические игры «чем похожи, чем отличаются», «найди отличия»,

«найди два одинаковых предмета», анализировать («найди пары», «что сначала, что потом», обобщать («назови предметы одним словом», «что общего»), классифицировать предметы («раздели предметы no признаку»,

«подбери по форме», учатся формулировать простейшие умозаключения. Чтобы активизировать умственную деятельность детей, стараюсь задавать вопросы: зачем? почему? для чего? как иначе?

Опыт моей педагогической деятельности был предоставлен в консультации для родителей по теме «особенности мышления детей 6-7 лет», в беседе «игры и игровые упражнения при обучении детей математики».

На заключительном этапе работы с детьми я провела открытое фронтальное занятие и подвела итог: 85о/о справились, 15% были затруднения. Таким образом, результатом моей работы стало создание условий обеспечивающих математическое развитие детей, интегрирование задач по развитию элементарных математических представлений в разных видах деятельности. У детей сформирован высокий уровень развития умственных способностей - овладения обобщенными формами мышления, умение находить зависимости и закономерности.

Перспективы своей профессионал ьной деятельности я вижу:

- в реализации новых проектов исходя из интересов и потребностей детей

и их родителей.

- распространение и обобщение опыта моей работы среди воспитателей

работающих по программе «Сообщество».

Публикации по теме:

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 20:48
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД