Лучший педагог года

Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса (9 фото)

татьяна лядвиг
Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса

Ни для кого не секрет, что в последнее время все больше детей страдают нарушениями психоэмоционального развития.

«Почему мой ребенок капризен, агрессивен, враждебно относится к сверстникам, а может и ко взрослым? Почему мой ребенок стеснителен, тревожен? Что делать?» - этими вопросами все чаще задаются родители, не отдавая себе отчет в том, что развивая ребенка физически и интеллектуально, они не уделяют внимания его эмоциональному развитию.

Публикация «Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса» размещена в разделах

Тема развития эмоций у детей очень важна, поскольку именно эмоциональное благополучие ребенка есть основа психического, умственного, физического, эмоционального его развития. Ребенок-дошкольник очень впечатлителен, импульсивен, открыт для знакомства с окружающим миром, для накопления чувственного опыта. Но ему еще трудно разобраться в многообразии эмоционального мира. И это обусловлено его возрастными особенностями:

-недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

- неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

- бедность представлений детей о внутреннем мире людей;

Еще сложнее разобраться в эмоциональных проявлениях ребенку с нарушением зрения т. к. у него страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира. Ребенок может просто не замечать деталей, не обращать внимания на незначительные изменения (например, не увидев изменения в мимике, ребенок будет больше ориентироваться на интонацию). Для детей с функциональными нарушениями зрения характерно неумение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, они испытывают скованность и неадекватность мимикожестовой речи, которые затрудняют процесс общения детей между собой и со взрослыми, процесс познания окружающего.

Наше учреждение, непосредственно работающее с детьми, имеющими нарушения зрения, не могло пройти мимо этой проблемы и поиска ее решений. Отсюда и возникла необходимость организации экспериментальной площадки, которая бы позволила детально подойти к проблеме эмоционального развития детей с нарушением зрения.

Прежде чем начать работу экспериментальной площадки, было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, адаптировать, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы.

Нами была выбрана тема эксперимента - «Развитие эмоций у детей с нарушением зрения в условиях коррекционно-педагогического процесса».

С целью определения готовности коллектива были организованны и проведены внутри учреждения различные мероприятия по повышению квалификации педагогов:

- семинары по темам: «Эмоции и чувства»;

- обучение педагогов по теме: «Развитие эмоций у детей с нарушениями зрения в условиях коррекционно-педагогического процесса»;

Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса

- психологическая консультация по теме: «Особенности восприятия эмоций у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»;

Фото №1 Ни для кого не секрет что в последнее время все больше детей страдают

- деловые игры: «В мире эмоций»; «Опиши эмоцию по плану».

Вся работа по проведению эксперимента строилась по следующим направлениям:

- организация консультативной помощи педагогам с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения»; «Причины эмоциональных нарушений развития ребенка»; «Роль эмоций в образовательном процессе»;

- укрепление материально-технической базы ДОУ для эффективного проведения опытно-экспериментальной работы: «Путешествие в мир эмоций», «Школа добрых волшебников», лото «Театр настроений», практическое пособие И. В. Ковалец «Азбука эмоций», подборки фотографии и иллюстрации детей и персонажей художественных произведений с различными эмоциональными состояниями;

- разработка диагностических карт для определения уровня развития экспрессивных эмоций у детей с функциональными зрительными нарушениями; определение динамики развития эмоций у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;

- разработка алгоритма знакомства с эмоциями и системы занятий по развитию эмоций у детей с нарушениями зрения;

- привлечение родителей к сотрудничеству по формированию представлений у детей дошкольного возраста о различных эмоциональных состояний;

Подбирая дидактический материал, педагоги адаптировали его с учетом особенностей детей, их зрительного диагноза и остроты зрения. Весь дидактический материал имеет оптимальные, т. е. наиболее подходящие для нарушенного зрения характеристики : оконтуривание предметов, увеличение размера рассматриваемых изображений. Величина предъявляемого материала определялась зрительными возможностями детей и остротой зрения. В дидактических играх также используются предметы в контурном и силуэтном изображениях. Для лучшего восприятия изображений дидактический материал по развитию эмоций обязательно дополнялся контурными и силуэтными изображениями предметов, фигур человека, животных и т. д. Изображение деталей и используемый фон имеют резко выраженный контраст. Обязательно все цветные детали и изображения для детей с миопией использовались на тёмном фоне, а для детей с другими диагнозами имели высокий чёрно-белый контраст.

Как познакомить ребенка с эмоцией, как распознать ее? Этот вопрос встал очень остро, когда результаты диагностики показали недостаточный уровень сформированности компонентов эмоций. Необходим был алгоритм ознакомления с эмоциями. Он был разработан педагогами нашего учреждения и лег в основу конспектов занятий, игровых заданий по ознакомлению с эмоциями.

В алгоритме ознакомления детей дошкольного возраста с нарушением зрения с различными эмоциональными состояниями мы определили 4 основных этапа:

I этап. Определение эмоционального состояния человека по мимике.

На этом этапе мы знакомили ребят с эмоцией, предлагая рассмотреть фотографии с изображением лиц. Побуждали к подробному рассматриванию лица, акцентируя внимание на положении губ, бровей, глаз, рта.

Фото №2 Нарушение зрения

Здесь отрабатывались этюды: «Неожиданный подарок», «Заблудился в лесу», «Сломалась любимая игрушка», «Отражение в зеркале» и т. д.

Фото №3 Обучение детей с нарушением зрения нарушениями психоэмоционального развития

II этап. Определение эмоциональное состояние человека по мимике и пантомимике.

На этом этапе внимание детей акцентировалось еще и на положениях головы, рук, ног, туловища. А реализовывали поставленные цели через организацию НОД, дидактические игры, игровые упражнения, психогимнастику, разыгрывание этюдов. Дети с удовольствием подбирали к заданной эмоции картинки с изображением героев сказок, фотографии, иллюстрации.

Фото №4 Развитие эмоциональной сферы у детей эмоциональному развитию Фото №5 Публикация Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно педпроцесса размещена в разделах Нарушение зрения

III этап. Определение эмоционального состояния человека, персонажа по пиктограмме, силуэтному изображению, подбор иллюстрации, картинки соответствующей силуэтному изображению и пиктограмме.

На этом этапе педагоги вместе с детьми разыгрывали сценки, показывали теневой театр, использовались игры и игровые упражнения с силуэтным наполнением.

Фото №6 Обучение детей с нарушением зрения Развитие ребенка Фото №7 Материалы для педагогов Эмоции Фото №8 Развитие эмоциональной сферы у детей Темочки Тема

IV этап. Закрепление полученных знаний, развитие коммуникативных способностей, обучение составлению рассказов по предложенным темам.

Этот этап наряду с НОД должен быть наполнен театрализованной деятельностью. Необычным, но очень интересным для ребят был театр пантомимы. Педагоги значимое место отвели обучению составлению собственных рассказов по предложенным темам, организуя различные ситуации, в которых ребенок мог проявить сочувствие, сострадание, либо сорадоваться или сопереживать.

На занятиях по ИЗО дети рисовали последовательные события к определенной заданной теме, иллюстрации к произведениям, на музыкальных занятиях учились описывать эмоциональные состояния по музыкальным произведениям. Музыкальным руководителем составлен сценарий театральной постановки «История Веселинки в царстве Эмоций», в которой участвовали ребята нашего ДОУ.

Нельзя рассматривать ребенка вне его семьи, поэтому на ряду, с целенаправленной систематической работой педагогов и детей обязательной была работа с родителями. Она строилась как в рамках индивидуальной работы, так и в рамках работы с родительской группой.

Педагоги проводили социологический опрос, выявили интересы, запросы родителей, определили уровень их педагогической грамотности. Увлекательно проходили педагогические гостиные, мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры, где родители могли получить практические советы в воспитания детей. Большой эмоциональный отклик у родителей, детей и педагогов вызвали совместные праздники, фотовыставки: «Эмоции моего ребенка», постановка спектакля. Новым и очень интересным для родителей стал наглядный информационный материал: журнал «Добрый взгляд в мир детства», проспект: «Эмоциональное воспитание и контакт», «Почему и как взрослые мешают детям проявлять эмоции».

Работу в условиях экспериментальной площадки нельзя считать легкой, она требовала много времени, усилий педагогов по подбору имеющегося материала, разработке нового, но эта работа была очень увлекательной. Педагоги творчески «загорались», придумывали много нового и интересного. И получив положительные результаты, мы с полной уверенностью можем сказать, что организация и работа экспериментальной площадки – это современная, инновационная, продуктивная база для творческих, неравнодушных, целеустремленных педагогов.

Публикации по теме:

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Эмоциональная готовность к школьному обучению Переход ребенка из детского сада в школу, интенсивный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 15:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД