Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе ознакомления с родным краем

Оксана Стеблицова
Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе ознакомления с родным краем

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Задачи: формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему

развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране

Публикация «Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах

воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, природа)

формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности

. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного,эстетического, а также физического воспитания.

Средства патриотического воспитания:

окружение (природное и социальное)

худ. лит-ра

музыка

изо искусство

игра

труд

праздники

Диапазон объектов, с которыми знакомлю дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку пытаюсь объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет, носит название. Его знакомлю с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.

Какой объем сведений о родном городе способен усвоить дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

- у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят «апатитчанин»-это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;

- дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;

- знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;

- знать о столице нашей Родины Москве.

Родной город.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины ").

Довожу до сведения детей, в каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.

При ознакомлении ребенка с родным городом опираюсь на имеющийся у него опыт, а также учитываю психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом осуществляю на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

С какими объектами полезно знакомить дошкольника? Вот с чем, например, знакомить детей?

Великолепна панорама города на фоне гор, железнодорожный вокзал, автовокзал и аэропорт, Пушкинская библиотека, главпочтамп, здание университета, грандиозный памятник Ферсману - все это зримые страницы трудовой и боевой славы города.

Апатиты. И маленького жителя, и юного гостя нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, которые характеризуют образ жизни апатитчан, их трудовую, культурную жизнь. Что выбрать для знакомства ребенка с Апатитами? - Это зависит от того, в каком районе живет семья (ведь везде есть свои достопримечательности) и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенком с тем или иным объектом.

Немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав и в центре города, здание университета, академии, крупнейшие промышленные предприятия, культурно-просветительные и спортивные сооружения - библиотека,, дворец спорта, центральный стадион и многое другое - все это живые страницы истории города.

Большое значение придаю знакомству детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

В. А. Сухомлинский говорил: "Красота родного края --- это источник любви к Родине.

Но нашему маленькому современнику стараюсь показать Апатиты не только как красивый город с его старинными памятниками и новыми районами, но и как центр всего нового.

Провожу беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети отражают в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Дошкольнику стараюсь рассказать: Апатиты славится тружениками. Апатиты - центр культурной и научной жизни. Здесь: кинотеатр, спортивные сооружения, различные учебные заведения, музеи, дом культуры. Сюда съезжаются люди из разных городов и стран на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства, фольклора и этнографии.

Так, например, старшему дошкольнику рассказываю, что жители Апатит постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький житель, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинаю формировать у ребенка чувство гордости за родной город.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига в дни Великой Отечественной войны. В боях за город воины-защитники проявили храбрость и героизм. Благодарные жители назвали их именами улицы города.

Для знакомства с городом широко использую экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии ребенка подготовим, и готовимся сами. Заранее продумываю, что и как рассказать о том или ином объекте. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

Помимо экскурсий и целевых прогулок в нашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогают дошкольникам знакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создают у ребенка эмоциональное настроение.

Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

Итогом работы по ознакомлению с родным городом стали вопросы.

Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на вопросы:

1. Как называется страна, в которой ты живешь?

2. В каком городе ты живешь?

3. Как называется улица, на которой находится твой детский сад?

4. На какой улице живешь ты?

5. Какие еще улицы города ты знаешь?

6. Какие достопримечательности ты знаешь в городе?

7. Какие ты знаешь заводы и предприятия города?

На все вопросы ответили 7 человек, на 2-7 ответили 12 чел. Из них: не все улицы города назвали 2 человека.

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства исследуемых детей достаточно сформированы знания о родном городе.

Проводимая работа не обошлась без привлечения родителей.

Мы вместе с родителями нашей группы знакомили детей с родным городом. Я просила сделать фотографии своего двора, любимого места прогулок детей. Вместе с детьми оформили выставку "Мой город", затем проводила беседы "Узнай по фотографии». Просила родителей побеседовать с детьми о своей семье, бабушках, дедушках, дядях и т. д. принести фото.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе ознакомления с родным краем
Опубликовано: 16 мая 2013 в 00:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД