Наталья Каланча
Развитие звуковой стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Публикация «Развитие звуковой стороны речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
После постановки звука учителем-логопедом, автоматизация проходит в следующей последовательности: изолированно, в открытых слогах и словах, в закрытых слогах и словах, со стечением согласных, во фразах, предложениях, грамматических играх, стихах и чистоговорках.
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребёнка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности.
После автоматизации звуков проводится дифференциация для того, чтобы ребёнок не смешивал звуки в речи, не заменял один звук на другой близкий по артикуляции и т. п.
Предлагаю несколько грамматических игр, которые использую в своей работе.
Грамматическая игра «Предлоги»
Цель: автоматизация звуков Л, ЛЬ; составление предложений с предлогами (на, над, под, между, в, перед, позади, около). Примерные вопросы для ребёнка: кто сидит на пальме, кто летит над самолётом, что находится под яблоней, что находится между дятлом и голубями, кто сидит в палатке и т д.
Ответы детей: На пальме сидит пчела; Над самолётом сокол; Под яблоней молоток и бублики; Между дятлом и голубями находится клетка; В палатке лев; Перед самолётом пальма и пчела; Позади самолёта лейка и т. д.
Грамматическая игра «Паровозик»
Цель: автоматизация поставленных звуков в предложениях (свистящих, шипящих, соноров)
Ход игры: ребёнок составляет предложения по заданной схеме.
Для свистящих: «Я возьму с собой.» Поезд везёт…» «Я зацепил (а) вагон с…» «Я везу…Мы везём…» «С совой едет…»
Для шипящих: «Я вижу в вагоне (вагончике…» «Ты везёшь…» «Ёжик везёт…»
Для соноров: «Паровозик везёт…» «Я посадил (а) в вагон, а ты посадил (а…» «Лисёнок посадил в вагон»
Грамматическая игра «Дождик»
Цель: автоматизация шипящих звуков в предложениях.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить, что он видит. После того как он назовёт все предметы, можно предложить построить из этих слов предложения, отвечая на вопрос «Что намочил дождик?» или Куда попали капельки дождя?» Ответы детей: «Дождик намочил одежду. Дождик намочил шубу. Дождик намочил пижаму. Дождик намочил пиджак и т. п.». «Капли дождя попали на подушку. Капли дождя попали на машину. Капли дождя попали на ландыш и т. п.».
Грамматическая игра «Помощники»
Цель: автоматизация звуков Ш, Л в предложениях.
Ход игры: педагог просит помочь Маше и Мише сложить и повесить одежду в шкаф. В шкафу одежду можно положить на полку и повесить на вешалку. Сначала разберём одежду Машы от Мишиной (по цвету). Потом вешать со словами: «Я вешаю Машино платье на вешалку. Я положу Мишины носки на полку» и т. п.
Грамматическая игра «Соберём игрушки»
Цель: автоматизация звука Р в предложениях; учить ориентироваться на плоскости.
Ход игры. Педагог рассказывает о Маше-растеряше, которая разбросала игрушки в комнате. Нужно помочь навести порядок, собрать игрушки в коробку со словами. «Я кладу в коробку…» и т. д.
После того, как все игрушки будут собраны, можно спросить у ребёнка, что находится в комнате у Маши-растеряши в правом верхнем углу комнаты? Ответ ребёнка должен быть полным. «В правом верхнем углу висит юбка» и т. д.