Надежда Конюхова
Развитие сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Развития сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями ОДА.
Конюхова Надежда Григорьевна
Г. Нижний Тагил, Свердловской обл.
МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 105компенсирующего вида
Воспитатель
Срок реализации: с 1 сентября 2014года по 31 мая 2015года
Публикация «Развитие сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями ОДА» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Для детей с тяжелыми нарушениями ОДА не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений : тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться и с легкой задержкой психического развития и с глубоким нарушением интеллекта. Для этой группы детей характерны различные двигательные, речевые и сенсорные дефекты, нарушение координированной деятельности различных анализаторов (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства и т. д., познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и личности.
Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. У детей с церебральным параличом, формирование сенсорных эталонов задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно - предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребёнка развивается аномально. Это ведёт к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Я работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения ОДА, поэтому, решила провести углубленную работу по развитию сенсомоторики рук детей.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка.
Значение развития мелкой моторики очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук : Познавательное развитие (РЭМП, окружающий мир, конструирование); Речевое развитие (овладение средствами общения); Социально-коммуникативное развитие (игры, самообслуживание, поручения); Художественно-эстетическое развитие (стихи, потешки, сказки, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, аппликация); Физическое развитие (массаж пальцев и кистей рук, пальчиковая гимнастика).
Я же использую в своей работе изобразительную деятельность, что обеспечивает возможность развития ребенка, развитие личности.
Изобразительную деятельность, как аспект эмоционально-эстетического воспитания, можно рассматривать в качестве средства коррекции нарушений в познавательной деятельности, интеллектуального развития ребенка и как условие для формирования активной позиции родителя как соучастника образовательного процесса, интеграции и социализации ребенка.
Цель: Создание благоприятных условий для развития сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями ОДА по разнообразным видам изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению письма.
2. Формирование правильного восприятия формы, величины, цвета и умение передать их в изображение.
3. Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
4. Формирование целостного восприятия предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
5. Повысить компетентность родителей в значимости сенсомоторной сферы.
Минимальные требования к организации занятия:
При выборе методов взаимодействия, предпочтение отдается сотворчеству между воспитателем и ребенком. Педагог или дополняет рисунок, представляя часть задания, которую ребенок может выполнить самостоятельно (что позволяет развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для самостоятельных дальнейших действий) или придает законченный образ его работе. Эффективно многократное повторение аналогичных заданий.
Важная роль отводится использованию приема пассивных движений – воспитатель использует прием «рука в руке» с последующим ослаблением роли руки педагога и переход ребенка на самостоятельное выполнение задания.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала, тема занятия повторяется на рисование и лепке.
Подготовка детей к занятию предполагает работу по нормализации мышечного тонуса-потряхивание руки, легкий массаж по рекомендации инструктора ФИЗО.
Предварительный этап - сентябрь.
Составление плана, изучение темы, подбор литературы, материалов по данной теме, поиск и изготовление некоторых игр.
Практический этап.
-использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми
Работа с детьми
Октябрь-май
1. Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти, пальцев рук и тактильного восприятия. Происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Оборудование – альбомный лист, краски основных цветов, салфетки, чашечка с чистой водой, кисти.
Техника выполнения – примакивание пальцев, ладошек, кистей, дорисовка деталей.
2. Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Оборудование – цветной пластилин или тесто (готовится на кануне занятия, салфетка влажная и сухая, дощечка для лепки.
Техника выполнения – отщипывание, вдавливание, сплющивание.
3. Развитие тонкой моторики – оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательного интереса, развитию зрительно моторной координации и манипулятивной деятельности.
Пуговицы - развивают зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Игры «Сортировка», «башенка», «цепочка». Игры с крупами – способствуют эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. «Месим тесто», «наполни банку», «Веселые шарики», «Ягодки».
Оборудование – пластиковые бассейны для рук, пластиковые прозрачные бутылки, разноцветные прищепки и крупные бусины, разноцветная тесьма, клейстер, салфетка.
Техника выполнения – обрывание, накладывание, пересыпание.
Работа с родителями
Октябрь-апрель
Для достижения поставленных задач и получения ожидаемых результатов планирую привлечение родителей, с целью разъяснения необходимости работы в данном направлении и оказании ими посильной помощи в работе с детьми в ДОУ и дома.
Проведение с родителями индивидуальных бесед, консультаций.
Привлечь родителей, к изготовлению стенда- для развития моторики (розетки, вилки, выключатели, крючки, шпингалеты, защелки и т. п.)
Самореализация
Сентябрь-май
Изучение опыта педагогов ОУ.
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Изучение методической литературы :
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М. ,2001
3. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. ,2003
4. Воспитателю о работе с семьей /
А. В. Загик, Т. А. Куликова и др. – М. ,1989
5. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно- методическое пособие. -М. :ИД «Цветной мир».,2014
6. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. –СПб. ,ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012
7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -СПб. : Речь, 2010
8. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по ИЗО-деятельности для детей раннего возраста. – М. ,2006
9. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М. ,1980
10. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в д/саду. – М. ,1990
11. Куцакова. Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе д/сада. Конспекты занятий. – М. ,2007
12. Халезова Н. Б. и др. Лепка в д/саду. – М. ,1978
13. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года) – М. ,2007
Изучение авторской программы: Богомолкина Л. В. Программа развития продуктивной деятельности детей с тяжелой формой ДЦП 3-5 лет «Оживление».
Оформление выставок рисунков и поделок.
Взаимодействие со специалистами
Сентябрь-май
Включение специалистов в совместную деятельность: психолог, логопед, дефектолог.
Создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Создание условий для психолого-педагогической поддержки и коррекции психического развития детей.
Социальный педагог: социально-педагогическое сопровождение, коррекция детско-родительских отношений, разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей.
Музыкальный руководитель: создание условий для художественно-эстетического развития детей, организация совместных праздников и развлечений.
Инструктор по ФИЗО: создание условий для коррекции и физического развития детей, в т. ч. развитие равновесия и координации движений; крупной моторики; формирование правильной осанки.