Оксана Машурина
Развиваем изобразительные навыки
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование, лепка, конструирование – не пустая забава для детей. Занятия ребёнка с разными изобразительными материалами способствует его художественному, эстетическому развитию, дают возможность узнать свойства различных материалов. Дети учатся лучше различать форму, цвет, величину предметов, сопоставлять, сравнивать их по этим показателям, пригонять одну форму к другой, определять способы скрепления, учатся управлять движениями рук, ставить перед собой цель и осуществлять её. Изобразительная деятельность способствует развитию воли, воспитывает характер. Для развития детских способностей к рисованию, лепке, конструированию необходимо заитересованное, в меру требовательное отношение взрослых к детской работе, их доброжелательная критика, вера в силы ребёнка. Ни излишние похвалы, ни насмешливое критическое отношение к детской работе не могут создать той благоприятной атмосферы, в которой успешно бы развивалось детское творчество.
Публикация «Развиваем изобразительные навыки» размещена в разделах
С малых лет внимание детей приковывает окружающий мир, та жизнь, которая совершается на глазах. Родители не должны быть безучастными к тому, на что смотрит ребёнок, как понимает то, что видит, какие при этом чувства его волнуют. Живое восприятие окружающего – важнейшая основа жизни ребёнка. Помощь взрослого заключается прежде всего в отборе впечатлений. Если эти впечатления хаотичны, не соответствуют возрасту, пониманию ребёнка, то детям от них мало пользы. Нечёткость, неясность представлений о предмете, явлении ведет к нечёткости в его изображении. Для рисования, лепки, аппликации родителям важно приобрести все необходимое. Яркие краски,карандаши, разноцветная бумага, пластилин и др. материалы для детского творчества повышают интерес ребёнка к продуктивной деятельности. Надо подумать и о месте, где будет работать ребёнок, где и как будет хранить материалы и продукты своего труда. Хорошо иметь для этого отдельный столик с открытой полкой или детский секретер. Только поставить их нужно так, чтобы свет подал с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно сидел, не горбился, не наклонялся очень низко. А видов, способов, методов и приёмов в изобразительной деятельности существует великое множество.
Как провести субботний вечер всей семьей? Возможны разные варианты.
Творческие проекты
Участие в создании общих картин и творческих композиций всей семьей вызывает у ребенка большую радость. Особое удовлетворение доставляет детям конечный результат работы, когда из совместных усилий и творчества рождается чудесное произведение. Темы творческих проектов могут быть самыми разнообразными и зависеть от конкретной ситуации. Например, совместное прочтение сказки, посещение детского театра, интересная прогулка и др.
Приступая к выполнению творческого проекта, обсудите вместе с ребенком замысел, композицию, ожидаемый результат работы. Предложите ребенку использовать нетрадиционные способы выполнения.
1) Рисование пальчиками, углем, штампами, поролоновыми кубиками.
2) Использование для оформления работы разных видов подручного материала, например:
— для оформления песчаного берега можно бумагу намазать клеем,
а сверху посыпать пшеном или гречкой;
— для создания морозных узоров нанести на голубую бумагу рису
нок кисточкой, смазанной клеем, затем весь лист посыпать солью,
лишнюю соль стряхнуть, и получатся красивые морозные завитки;
— фантики от конфет можно использовать для оформления крыши
волшебного замка;
— засушенные лепестки цветов использовать для создания аппли-
кации;
— из вырезанных журнальных картинок можно сделать яркий
фотоколлаж на заданную тему, например «Подводный мир»,
«Детская мода», «Веселый инопланетянин» и др. ;
— из кусочков желтых салфеток, наклеенных на бумагу, получатся
пушистые цыплята;
— яичная скорлупа, раскрашенная в разные цвета, послужит мате-
риалом для мозаичной аппликации;
— семенами и косточками разных растений и фруктов можно обкле-
ить вазочку, подставку под карандаши, кашпо для цветов и т. д;
— открытки, сделанные своими руками, — настоящее дизайнер-
ское творчество ребенка. Порадуйте ими ваших близких. Для изго-
товления можно использовать цветной картон, красивые ленточки,
аппликации на ткани и т. п.
Персональная выставка
Чтобы активизировать желание ребенка заниматься творчеством, можно устраивать домашние персональные выставки детских работ по рисованию, аппликации, лепке и демонстрировать их родственникам и друзьям во время семейных праздников.
На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника и в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. Поиграйте дома с детьми в игру «Если бы.».
В игре могут участвовать все члены семьи. Выбирается ведущий, который говорит: «Если бы я был король, у меня было бы…» называет предметы, которые должны быть у короля: корона, трон, королевская мантия, скипетр и держава и т. д. Остальные участники разбега-ются по дому и ищут предметы-заменители. Например, корону могут заменить дуршлаг или кастрюля, королевскую мантию — мамина шуба, скипетр — половник и т. д. Ведущий оценивает, насколько эти предметы подходят королю. Затем выбирается новый ведущий, который загадывает следующий персонаж (врача, певца, пожарного и т. п.).
Обязательное условие игры — по окончании все вещи вернуть на место.
Волшебство на столе
Детская любознательность — один из шагов на пути развития творческого потенциала ребенка. Попробуйте разбудить ее волшебством
на кухне.
Смешайте вместе немного соли и перца, а затем попросите ребенка разделить соль и перец. Скорее всего, это вызовет замешательство или растерянность. Тогда возьмите ложку и потрите ее о свитер, желательно из синтетического волокна. Подержите ложку над смесью. Перец очень легкий, и за счет этого статическое электричество на ложке поднимет его и отделит от соли. Такой эксперимент содержит элемент волшебства и дает пищу детской любознательности.
Не бывает детей, равнодушных к художественному творчеству. Оно развивает в ребенке восприятие цвета, а главное - воображение!
Игра «Включи воображение».
Задания1) Превращения солнышка.
На альбомном листе нарисовано солнышко.
Включите воображение и превратите это солнышко во что-то другое. ( Варианты: эмблема на флаге, солнышко отражается в реке, заглядывает в окно, у солнца вместо лучей косички, у солнца выросли длинные ручки, и оно гладит малыша и т. д.)
2) Что на что похоже?
- На что похожа радуга? ( Варианты: на коромысло, на хомут,
на красивый мост и т. д.)
- На что похож слон? ( Варианты: на дом, на огромный пылесос
на корабль и т. д.)
- На что похож апельсин? ( Варианты: на мячик и т. д.)
3) Загадочная клякса.
Необходимо капнуть краской на альбомный лист, сложить его пополам, потом развернуть и сказать, на что похожа клякса.
4) Игрушки из бросового материала.
Попробуйте сделать игрушки из бросового материала: пластиковых бутылок, крышек, кусочков ваты, ткани, камешков, веток и т. п.
Б) Анонимные результаты анкетирования.
Основная часть
Набор цветной бумаги
Для детского труда —
Волшебники и маги,
Пожалуйте сюда!
Художникам,
Художницам
Достанется по ножницам.
А что еще?
Еще бы взять
Большую банку с клеем,
И все, что будем разрезать,
Мы соберем и склеим:
Бумажный сад,
Бумажный дом
С бумажным солнцем за окном!
Сцена первая: «Булочки» Мама делает булочки, сын «подъезжает» к ней на игрушечной машинке Сын: Мама, а что ты делаешь?
Мама: Делаю булочки нам к чаю.
Сын: Я тоже хочу делать булочки.
Мама: Давай я замешу тебе другое тесто, из муки, воды и соли. Это тесто не липнет к рукам, из него получатся не только булочки и печенье, но и все что захочешь для игры. Только кушать его нельзя Сын: Хорошо, мама, а можно я сделаю разное печенье?
Мама: Конечно, а я тебе в этом помогу.
Сцена вторая: «Ремонт» Папа стоит с валиком возле свежеоклеенной обоями стены, дочь сидит за столом, рисует красками. Затем подходит к стене и опирается на стену ладошками, вымазанными в краску.
Папа: Дочка, что же ты наделала? Были такие чистые, красивые обои.
Дочь: Прости, папа, я нечайно, но посмотри, как красиво получилось, похоже на уточек.
Папа: И правда похоже, а давай дорисуем этих уточек. Синей краской нарисуем речку, а красной – клювик и глазки.
Дочь: Как здорово, а что ещё может получиться из отпечатков ладошки?
Папа: Во что превращаются наши ладошки? Смотрите, ведь это же птичка в окошке. Немножко она за стеклом посидела, Склевала зерно, и опять улетела.
Большая медуза плывёт по волнам, Её из ладошки я сделаю сам. Медузики крошки за мамой спешат, И всех обитателей моря смешат.
Павлин замечательный хвост распустил, От солнца укрылся, и тихо спросил:
«Во что превращаются пальчики эти?»
В рыбок в пруду и в цветочки в букете.
Сцена третья: «Зеркало»
Мама сидит перед зеркалом, красит губы, ресницы. Подходит дочь с альбомом в руках. Дочка: Мамочка, порисуй со мной.
Мама: А давай мы сегодня нарисуем портрет. Сначала посмотрим в зеркало. Свет мой зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Покажи мне глазки, покажи мне ушки, Щечки, ротик, носик, Светлую макушку.
(Говорит и показывает на себе) А теперь ты.
Дочка смотрит в зеркало, повторяет слова, показывает части лица на себе. Затем вместе рисуют портреты фломастерами.
Сцена четвё ртая: «Ягоды»
Мама перебирает ягоды. Дочь с красками и кисточкой подходит к ней. Дочь: Мама, ну скоро ты переберёшь эти ягоды? Я хочу порисовать. Мама: А ведь можно рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и ягодами. Дочь: Да? А как это?
Мама: А вот так – смотри. Рисует произвольно, затем пробует рисовать дочка.
Воспитатель: Вот так, подобным образом можно найти изобразительную деятельность в любом деле. Было бы желание. Да я смотрю вы устали, засиделись; пора делать физкультурную минутку.
Раз - согнуться, разогнуться два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире, пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
А теперь переходим к практическим работам. Сегодня займёмся нетрадиционным рисованием. Рисованием красками на воздушном шаре.
Совершенно очевидно, что в раскрашивании туго наполненного воздушного шара есть какая-то особая притягательность. Объёмный рисунок, да ещё и летает. Изображение может быть любым : птицы, бабочки, листья, цветы, созвездия да всё что угодно, то что интересно ребёнку в этот момент. А вам я предлагаю нарисовать лица людей, отражающие различные эмоциональные состояния.
(Родители рисуют красками на воздушном шаре лица-эмоции (настроение, которое у них преобладает сейчас.)
Воспитатель: В конце наших занятий мы всегда подводим итог. Хвалим детей и интересуемся понравилось ли им заниматься тем или иным делом. Итак какое же решение примем по вопросу: «Изобразительная деятельность в семье»?
А своё отношение к нашей сегодняшней встрече прошу выразить, наклеив на ваш шар-настроение бантики: красный- если всё понравилось, и синий- если не понравилось. Спасибо.
Воспитатель раздаёт памятку каждому родителю «Знакомство с изобразительным искусством» и «Уголок ИЗО у вас дома»