Получи документы

Консультация «Развивайте интеллект малыша»

Татьяна Бичикова
Консультация «Развивайте интеллект малыша»

Развивайте интеллект малыша (консультация)

Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Задачи:

Публикация «Консультация „Развивайте интеллект малыша“» размещена в разделах

-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.

-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.

- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.

Актуальность:

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей

- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей

- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр

1слайд

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

2слайд

Нужно ли вообще развивать интеллект ребенка-дошкольника? Ну, разумеется, это необходимо. Как? Например, много читайте малышу. Отвечайте на его вечные «почему». Если хотите научить его считать – считайте пальчики, предметы, людей, животных – пересчитывайте все подряд. Учите рисовать Вашего малыша, вырезать, клеить и создавать аппликации. Создавайте настоящие шедевры из природного материала. Выжигайте по дереву. Изучайте времена года, времена суток, дни недели, цвета и формы предметов – все это безумно интересно ребенку-дошкольнику. Не натаскивайте малыша, а любыми путями поддерживайте тот вид деятельности, к которому ребенок проявляет живой интерес. Избегайте ранних методик интеллектуального развития.

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребё нка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т. д.

Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки» : «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». И не надо отмахиваться от детских вопросов «Подрастешь-узнаешь», «Поговорим об этом завтра»

Играть вместе с детьми нужно - это не оспоримо!

3 слайд-4 слайд

Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно.

Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т. д. А) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

5слайд

С) Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

6слайд

В) «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

7слайд

В) Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребё нок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям, меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

8 слайд

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,

истолковании[Для детей, этот вид материала является самым ярким и

интересным, причем не зависимо от их возраста.

Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

1. Какой день недели перед субботой?

2. Если стул ниже стола, то стол…

3. Чем отличается гайка от винта?

4. Утром мы завтракаем, а днём …

5. У каких геометрических фигур нет углов?

9 слайд

Задачи – шутки - это занимательные игровые задачи. Дети очень

активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они

настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда

занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное

эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребенку интересна конечная цель : сложить, найти нужную фигуру,

преобразовать, которая увлекает его. Для их решения в большей мере надо

проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.

Ж) Математические задачки-шутки для детей

- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)

- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

10 слайд

Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и

требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности

действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до

конечной точки.

11слайд

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков

12 слайд

Игры в шашки и шахматы

Док-тор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля…

13 слайд

А еще часто приходится слышать вопрос: «Как все успеть с ребенком, ведь дома столько дел?». На самом деле успевать легко, нужно просто привлекать ребенка к домашним делам, превращая их в развивающую игру, особенно малыши требуют к себе внимание и вы должны проявить смекалку.

идеями развивающих игр с ребенком на кухне.

Кухня самое подходящее место для развития мелкой моторики и порой самое любимое место для игр у детей.

Почему? Потому что на кухне много всего интересного : крупы, макароны, вода, посуда, еда. В какие игры на кухне можно придумать, пока мама готовит?

1. Привлекаем ребенка к приготовлению пищи

Ребенок может:

• порезать овощи пластиковым или небольшим и не очень острым ножом (в зависимости от возраста);

• насыпать крупу, просеять муку, лепить из теста вместе с вами;

• подавать вам нужные овощи в нужном количестве (чем не математика);

• украшать готовые блюда.

2. Игры с крупой и макаронами

Играем в Золушку: рассыпалась горсть манки и гречки, а Золушке надо помочь (ребенок всегда желает помочь сказочным героям, пробует выбирать гречку и вы неожиданно можете предложить еще один выход из ситуации, найти ситечко и ребенок просеет крупу и легко поможет Золушке. Это неоценимый опыт, который запомнится на всю жизнь.

Рисуем на манке.

А дальше вдруг неожиданно провели пальчиком по просеянной манке и, о чудо! Можно рисовать!

Сортируем крупы

Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным и разложить им по тарелочкам еду. А еще можно посчитать и сравнить у кого больше?

Пересыпаем крупы, ищем клады.

Для таких игр мы использовали детскую ванночку для купания. Пока вы готовите дети могут и пересыпать горох из одной емкость в другую, искать маленький клад Пересыпать крупы можно руками, ложкой, поварешкой. Приготовьте разные емкости: большие и маленькие. Можно использовать баночки от детского питания с крышками. Заодно ребенок научится открывать и закрывать их.

Нанизываем

Подготовьте разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложите малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.

Фантазируйте:червячок – это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становится толстым и сытым.

3. Игры с водой

Это наверно самое любимое занятие деток. Ребенка можно поставить на стул и включить воду в раковине: пусть набирает ее в разные емкости и переливает из одной в другую. А чтобы

Можно заняться рыбалкой.

в тазик с водой я запускаю пластмассовых рыбок (с магнитиками) и дать удочку. Сначала ловит рыбу удочками и ситом (как Мишка в мультике «Маша и медведь», потом режет пластмассовые овощи и фрукты на две части (они соединены между собой на липучку) и варит из всего этого папе суп в кастрюльках.

Получается настоящая ролевая игра, в которую дети играет совершенно самостоятельно, я лишь готовлю рядом.

4. Рисуем

Да, на кухне можно рисовать. Чтобы ребенку было интересно, это рисование должно немного отличаться от вашего обычного. НА обоях, на полу.

А чтобы было интереснее, сделайте из картошки, свеклы, морковки веселые штампики. Быстро вырезать штамп можно при помощи формочки для печения

Экспериментируйте вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных

От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»,

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе.

Ум-это мозг

Мозг-это мышца, а мышцы нужно тренировать!

Игры для родителей:

1. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

2. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

3. Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

4. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как

звали шофера, и какой был номер? (Толька, мокрый)

5. Может ли дождь 2 дня подряд идти?

6. Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта

7. Почему львы едят сырое мясо?

8. Может ли страус назвать себя птицей?

9. Что случилось 31 февраля?

10. Почему человек назад оглядывается?

Для первой тренировки дома предлагаем вам игру «Колумбово яйцо»» (раздаем игру со схемами)

Спасибо за внимание!

1. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т. е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах

2. В этом вам помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовкив зрослого, не нужно готовить

Классификация и специфика интеллектуальных игр

Направленность игр Актуальность интеллектуальных игр Примерный перечень игр и упражнений

Игры математического содержания. Игры на развитие логического мышления. Эти игры активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения. Математические блоки «Дьениша»,

Цветные палочки «Кюизенера»,

«Сложи узор»

(Кубики Никитина,

«Танграм», «Пифагор»,

«Крестики-нолики»,

«Игры со счётными палочками»,

Игры на нахождение закономерностей,

Ребусы, лабиринты,

Шашки, шахматы.

Игры на развитие воображения и творческого мышления. Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. При помощи творчества и воображения ребёнок формирует свою личность. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и др. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее и интереснее. Сюжетно-ролевые игры.

Космическое путешествие,

Необитаемый остров,

Волшебные превращения,

Кубики и конструкторы,

Самодельные подарки,

Поделки из природных и бросовых материалов,

Игры ТРИЗ и др.

Игры на развитие памяти, внимания. Эти игры развивают все типы и виды памяти и внимания. Заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулки.

Запомни и нарисуй,

Съедобное- несъедобное,

Кто наблюдательнее?

Летает – не летает,

Нарисуй узор,

Найди пару, отличие,

Будь внимателен и др.

Игры на развитие мелкой моторики Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, воображения, навыкам классифицирования, формируют творческое начало. Рисование, лепка, Нанизывание бусин, пуговиц,

Вырезывание ножницами.

Мозаика,

Картины из крупы,

Счётные палочки.

Пальчиковые игры.

Работа в тетради:

Дорисуй, продолжи узор,

Графический диктант.

Публикации по теме:

Мягкая игрушка — друг малыша. Консультация для родителейМягкая игрушка — друг малыша. Консультация для родителей Почему же дети так любят мягкие игрушки? Если вспомнить, то в нашем детстве у нас тоже были любимые мягкие игрушки. Они были другими по.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Консультация для родителей «Развивайте тонкую моторику пальцев рук»Консультация для родителей «Развивайте тонкую моторику пальцев рук» Тонкая моторика – разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба,.

Консультация для родителей «Режим дня для вашего малыша» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.

Консультация для родителей «Ссоры родителей. Монолог малыша» Дорогие мама и папа! Вчера вы поругались. Вы совершенно забыли в этот момент про меня. Я тихо сидел, играл со своими любимыми игрушками,.

Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Развивайте интеллект малыша»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 17:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД