Тамара Минина
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике под термином предметно- развивающая среда понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая предметно-пространственная среда - это
специфические образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в сочетании с определенными принципами разделения
пространства группы.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Образовательная среда - должна обеспечивать
полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях, а именно: в сферах социально-
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-
эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения
к миру, к себе и к другим людям,
Образовательная среда -
1. Гарантирует охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей;
2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;.
Способствует профессиональному развитию
педагогических работников;
Создает условия для развивающего вариативного
дошкольного образования;
5. Обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. Создает условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности.
Требования к развивающей предметно-пространственной
среде :
обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства группы, а также на участке для прогулок
(материалов, оборудования инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает:
-возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования -
необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
Учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
-содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной
-доступной;
-безопасной.
Насыгценностъ среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию программы: образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими, соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным: оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой программы); организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании на участке) обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной
и мелкой моторики, - участие в подвижных играх и
соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей;
Транспортируемость пространства - возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся |интересов и возможностей детей.
Поли функциональность материалов:
«возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
Вариативность среды :
наличие в группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды :
-доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалид о в, всех помещений, где осуществляется образовательная, деятельность;
-свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды -
соответствие. всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования. .
Наполняя группу предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый
материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты
и т. д.). Приветствуется и активное участие детей в создании
развивающей среды (использование детских работ в
оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и
игрушек).
Подбирая развивающие материалы, нужно показывать ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Продумывая разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей.
Задания должны учитывать уровень развития ребенка.
Основная задача организации предметно-развивающей среды -
создание условий для проявления ребенком самостоятельности
и активности, поэтому моя роль состоит в том, чтобы
стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую
роль.
Другая задача состоит в том, чтобы у детей была
возможность реорганизовывать свои интересы в совместной
деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки
развития социальных способностей - умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять
разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку.
В группе среднего дошкольного возраста выделены следующие центры развития :
1) экологии;
2) физкультурно-игровой;
3) чтения художественной литературы;
4) музыкально-театральный;
5) сюжетно - ролевых игр;
6) сенсорного и математического развития;
7) настольно - печатных игр;
8) изо деятельности;
9) экспериментирования.