Елена Чувичкина
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
«Любино-Малоросского детского сада»
Из опыта работы педагогического коллектива
Развивающая предметно-пространственная среда — это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, то есть различными помещениями (фойе, лестница и лестничные пролёты, коридоры, прогулочные участки и т. п.). Это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, должны способствовать интеллектуальному, эмоциональному и творческому росту.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Свою работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду мы начали с создания алгоритма преобразования:
1. Провели оценку и анализ предметно-развивающей среды групповых помещений, определены дефицитарные области.
2. Сформулированы цель и задачи предстоящей работы.
3. Изучены интересы, склонности, предпочтения, особенности детей.
4. Составлен перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей ДОУ.
5. Составлен план - схема, определено пространственное размещение оборудования на лестнице, лестничных пролётах и фойе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон с учётом безопасности.
6. Привлечены родители к разработке и созданию оригинальной современной развивающей игровой среды в условиях ДОУ, выстроены партнерские взаимоотношений с семьями воспитанников.
Цель: разработка инновационной модели развивающей предметно-пространственной среды в интерьере ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В процессе создания инновационной модели развивающей среды необходимо было организовать большую многоплановую и творческую деятельность педагогов и родителей, которым придётся выступать в качестве дизайнеров, декораторов, художников. Необходимо было найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство. Данная среда должна стать центром, где зарождается основа для сотрудничества и положительных взаимоотношений, которая позволит развить у детей любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность.
В результате работы была создана развивающая игровая среда, организована самостоятельная деятельность детей всех групп детского сада по основным образовательным областям: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Форма и дизайн игровых зон ориентирован, прежде всего, на безопасность и удовлетворение потребностей и интересов ребенка. Игровые зоны должны выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Необходимо было обогатить игровую среду элементами, стимулирующую, прежде всего познавательное развитие. Были созданы игровые зоны по ФЭМП, обучению грамоте, развитию памяти и внимания для детей старшего возраста. Для детей среднего и младшего возраста разработана игровая зона по сенсорному воспитанию «Путешествие в страну Сенсорики», для родителей стенд с рекомендациями.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений, оно направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Умственное и интеллектуальное развитие детей включает в себя задачи сенсорного развития. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Сенсорное воспитание развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.
Для ребят увлечённых рисованием создана развивающая зона по изобразительной деятельности. Ведь дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Здесь на первом месте для нас стояла задача - организовать свободный творческий процесс, когда для детей не присутствует слово «нельзя».
Для укрепления здоровья детей были разработаны спортивно-игровые зоны «Цветные дорожки», «Мы шагаем весело».
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Творческих Вам успехов!