татьяна жмурова
Развивающая предметно — пространственная среда в средней группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе.
Р. п. п. среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации. Она имеет свои отличительные признаки в каждой возрастной группе, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции.
Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда в средней группе детского сада,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к р. п. п. среде определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Исходя из своих возможностей, мы старались в первую очередь сделать ее насыщенной, чтобы она обеспечивала игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Немалое значение для нас имеет эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
В группе есть несколько центров развития, а именно:
Спортивный уголок.
В нем подобран необходимый спортивный материал для занятий физкультурой, утренней гимнастикой, подвижных игр. Разнообразие атрибутов постоянно пополняется, что позволяет детям быть здоровыми и физически развитыми (ленточки, флажки, мячи, обручи, скакалки, кольцебросы, городки и многое другое, что нужно ребенку для развития движений.
Книжный уголок.
В книжном уголке подобраны книги по возрасту. Деятельность этого уголка направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации к знакомым сказкам, цитируют отрывки из книг, а также знакомятся с портретами авторов произведений.
Для осуществления конструктивной деятельности детей в группе предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, мозаики, что помогает развивать у детей технические способности, что является очень важным для всестороннего развития личности.
Музыкальный уголок - излюбленное место детей. Для развития музыкальной деятельности детей в нем находится множество музыкальных инструментов. Многие музыкальные инструменты сделаны руками родителей (маракасы, неозвученные гитары, балалайки и т. д.). Вот где раскрываются дети! Даже те, кто стеснялся выступать на праздниках, с удовольствием играют в оркестре группы в дни досугов.
Настольно-печатные и дидактические игры по всем видам деятельности.
Что может быть лучше для интеллектуального развития, мелкой моторики и т. д.
Уголок театрализованной деятельности помогает развивать интересы и способности ребенка. Дети вообще любят театр (настольный, би-ба-бо, кукольный, теневой). Многие атрибуты сделаны своими руками и руками родителей. Приятно смотреть, когда "щеночек", сделанный из бумаги на занятии конструирования, принимает участие в какой-нибудь сказке. Дети становятся более раскрепощенные и общительные, учатся четко формировать и выражать свои мысли.
Уголок изодеятельности оснащен различными материалами: пластилин, гуашь, цветные мелки, цветные карандаши, наборы для аппликации и т. д. Здесь дети так же удовлетворяют свои потребности в самовыражении через рисование, лепку, аппликацию.
Все свои работы они выставляют в уголок для выставок. В этом же уголке мы выставляем все поделки, которые дети делают дома вместе с родителями. Обновление поделок постоянно, так как очень много различных праздников, досугов и просто кто-то из детей хочет показать всем, чем занимался дома. А ведь это развитие речи. Рассказывая о своих поделках воспитателям, детям, ребенок использует все формы речи, весь словарный запас.
Уголок уединения.
В нашей группе есть уголок уединения, где ребенок может просто расслабиться. Некоторые дети стесняются поговорить с игрушками, когда рядом другие ребята. Некоторые, просто чем-то расстроены и хотят побыть одни. Многие дети собираются там под 2-3 человека и играют в свою, придуманную игру. Это якобы их территория. Много разных причин и моментов. Мы стараемся создать в этом уголке комфортные условия для детей.
Уголок природы является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей.
Основная часть растений стоит в этом уголке. Здесь же находится все, что требуется по уходу за ними («рыхлилки», лейки и т. д.). В центре уголка календарь природы. Детям очень нравится быть "синоптиками".
Игровой уголок с игрушками. Их разнообразие позволяет детям играть как одному, так и по несколько человек, объединяясь в общую игру. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как Салон красоты, Магазин, Почта, Больница и т. д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры. Словом, дети познают окружающий мир.
Содержание р. п. п. среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется и постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
У нас созданы условия для полноценного, разностороннего развития детей не только в группе, но и на участке, где дети получают реальную возможность удовлетворять потребность в движении и игре. Свой участок мы постоянно дополняем различными спортивными атрибутами, которые делаем своими руками с помощью родителей. Оригинальные зайцы и медведи, вырезанные из фанеры и раскрашенные в яркие цвета, используются в качестве кольцебросов и мишеней. Все они трансформируются и могут использоваться как атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм.
Трансформированность р. п. п. среды подразумевает возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации. Вся мебель размещена таким образом, что пространство можно использовать как для двигательной активности детей, так и для игр.
Дети могут играть на полу, ковре, а так же разместить все на столах (сделав большой прилавок из столов для игры в Супермаркет).
Так же мы приветствуем полифункциональность развивающей среды. У нас много различных мягких модулей, ширмы, предметы из природного материала. Очень многое сделано руками родителей.
Все игровое оборудование яркого цвета. Мы периодически что-то убираем, что-то добавляем, вызывая этим самым интерес у детей. Одним из главных требований к р. п. п. среде является доступность. Все находится в свободном доступе для детей. Мы объясняем детям, как правильно пользоваться теми или иными новыми атрибутами и как лучше их использовать. Конечно, мы заботимся и о безопасности р. п. п. среды. В группах постоянно включаем бактерицидные облучатели. Мебель вся закреплена и сделана из сертифицированных материалов с отсутствием острых углов. Столы и стулья подобраны по росту детей. Нет колющих предметов. Все промывается со специальными физрастворами.
Конечно, многого у нас еще нет, но мы стремимся к тому, чтобы наши дети получали полноценное развитие в нашем детском саду.
Результат - улыбки и здоровье наших детей.