Лидия Хлебникова
Развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. При проектировании воспитательного процесса необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Это обеспечивает процесс взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования.
Публикация «Развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей, развивать у детей способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств
Функции развивающей среды
- организующая ( цель : предложить ребёнку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности);
- воспитывающая ( цель: создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: взять себе или поделиться, действовать самому или уступить);
- развивающая (главная, ведущая функция)
Чтобы предметно- развивающая среда выполняла свои функции, педагог при её проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы:
*принцип целесообразности и рациональности (создание атмосферы удобства и комфорта для каждого. Каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала делать другим своё дело : расстановка мебели, оформление рекреаций)
* принцип доступности и открытости (каждый ребёнок ведёт себя по принципу «вижу – действую». Выбор ребёнка может состояться в том случае, если перед ним будет открыто всё. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть открыто представлено всё то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для ребёнка.
* принцип проектирования и построения окружающего мира (развивающая среда должна соответствовать возрасту детей)
Место педагога в развивающей среде
Предметная среда, окружающая детей, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность : он «одушевляет» окружающую среду, делает её понятной и доступной для ребёнка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой – её компонентом.
Автором потому, что, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует, создаёт среду. А создавая «среду обитания» ребёнка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом и. т. д.
Компонентом потому, что определяет своё место в среде относительно каждого ребёнка. Вот вильный ребёнок в интеллектуальном развитии, он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, ему надо создать среду самостоятельного поиска на данный вопрос. Этому ребёнку достаточно только подсказать, подложить подсказку в среду деятельности, и он сам решит эту задачу. А вот ребёнок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах её преподнесения : объяснения, показ, совместное выполнение действий …Все эти виды использования среды и самого педагога как её компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперёд., поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому.
Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечит возможность для своего развития
Любое полученное знание, информация имеет какую- либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов, а разнообразные базовые компоненты предметно – развивающей среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребёнок занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача.