Папки-передвижки

Театрализованное занятие по теме «Колокола России» (3 фото)

Людмила Бурмакина
Театрализованное занятие по теме «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующее их музыкальному и общекультурному воспитанию.

Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыкальной культуре.

Задачи:

Развивающие:

• развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре;

• способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры

• внесение в жизнь ребенка персонифицированных культурных событий;

• оставить яркий эмоциональный след в памяти детей;

• воспитывать любовь к всему исконно русскому и в музыке и в жизни;

Публикация «Театрализованное занятие по теме „Колокола России“» размещена в разделах

Обучающие:

• познакомить с эталонами искусства;

• познакомить детей с музыкой колокольного звона и определить зачем он нам необходим;

• познакомить с музыкой С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»;

• осознать понятие колокол, звонница, колокольня;

• познакомить с героем-войном князем Александром Невским;

Театрализованное занятие по теме «Колокола России»
Фото «Колокола России»
Театрализованное занятие по теме - фото

Занятие № 1

План занятия :

I.

• вступительное слово о колоколах и колокольном звоне;

• как в России использовали ботало;

• легенда об итальянском монахе и его компанелле;

• наши колокола и музыка колокольного звона;

• звонница и колокольня.

II.

• еще одно предназначение колокольного звона в Древней Руси;

• инсценировка новгородского собрания;

• слушание «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева в исполнении хора и симфонического оркестра.

III.

• вспоминаем о чем говорили на занятии.

Ход занятия:

Сегодня мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – колокольными звонами (показать колокол). Колокол в Древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.

А вы знаете как появились на свет колокола? С незапамятных времен люди приручили разных животных и назвали их домашними. О каких домашних животных я говорю? (ответы детей). Но корову и лошадь нужно пасти летом. Чтобы травку пощипали, на воле походили, воздухом подышали. И чтобы животное не потерялось им вешали на шею звенящий предмет под названием «ботало».

(Слайд № 1, 2)

И поверьте, ботало прекрасно справлялось со своей задачей – отгоняло от стада хищных зверей. Ботало очень похоже на колокольчик, но специально отливать колокольчики стали в далекой Италии. Еще в четвертом веке один итальянский монах заболел, аптек таких как сейчас пока еще не было, лечились травами и монах отправился за ними в лес. Устал, прилег на траву и задремал, и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже не музыку, а перезвон. И от этого удивительного перезвона почувствовал себя лучше. Проснулся, открыл глаза и увидел возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик.

(Слайд № 3).

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Вернулся в монастырь, сделал копию, отлив ее из металла. А как же назвать этот предмет? – Компанелла. А если перевести на русский язык, то это и будет колокольчик. А что же у нас в России? Сначала звенели вот в такие предметы:

(Слайд № 4).

Но потом стали заказывать у западных мастеров и все время работали над тем чтобы самим отливать колокола. И наконец, в 15 веке наши мастера открыли секрет изготовления колоколов, перестали заказывать их заграницей и даже превзошли западных мастеров. Звон наших колоколов стал гораздо красивее, а народ по-особому, с любовью и гордостью относились к колоколам, а их праздничный звон называли серебристым или сладким малиновым. Давайте послушаем эти звоны.

(Слайд № 5).

Если поставить колокол на стол, будет он звонить? (ответы детей). А что же нужно сделать чтобы звонил? (ответы детей). И по этому для колоколов стали строить звонницы.

(Слайд № 6).

Видите под навесом колокола прикреплены. Каждый колокол своего размера и звенит своим голосом.

(Слайд № 7).

А маленькие колокола звучали изящным голосом – звонко и нежно.

(Слайд № 8)

Ребята, посмотрите я взяла колокольчик и поставила на ладонь, будет он сейчас звенеть? (ответы детей). А что нужно сделать чтобы он звенел? (ответы детей). Правильно, по этому стали строить вот такие звонницы.

(Слайд № 9)

Потом люди подумали, что хорошо бы высоко над землей поднять колокол, чтобы на многие километры звук был слышен, и стали возводить колокольни.

(Слайд № 10)

Колокольни строили выше всех домов и самая известная в России колокольня находится на территории московского кремля. Называется она – колокольня Ивана Великого.

(Слайд № 11)

А самый большой в мире колокол расположился прямо у ее подножия. Его так и называют Царь колокол.

(Слайд № 12)

Он весит 200 тонн, и все кто приходят на экскурсию в Кремль удивляются его размерам. Но голоса его мы никогда не слышали. А как же играют на колоколах. Музыканты управляют колоколами и достигают большого мастерства. Сейчас вы увидите и услышите как музыканты владеют этим искусством.

(Слайд № 13)

Есть и в нашем городе колокольни. В Тамбове сейчас строятся три колокольни. А звучание двух мы можем уже слышать. Колокольня, стоящая в сквере Зои Космодемьянской по высоте в России стоит на третьем месте.

(Слайд № 14)

Давайте вспомним для чего же нам нужен колокольный звон. (ответы детей). Но было на Руси еще одно предназначение - созывать людей на борьбу с врагом, наподдавшим на землю Русскую. Было это в XIII веке. Жестокие татары-завоеватели мучили наш народ. А тут новая беда с севера – лезут на нас шведы. Но наша страна всегда была богата героями. И вот в 1240 году князь Александр Ярославович разбил отряд шведов.

(Слайд № 15)

Битва эта произошла на реке Неве и победитель князь получил за это прозвище Невский.

(Слайд № 16)

А через 2 года крестоносцы захватили город Псков, и двинулись дальше на богатый город Великий Новгород. Встревоженные горожане созвали городское собрание о котором людям сообщил колокол. (Позвонить в колокольчик)

Инсценировка:

Горожанин: Слушайте меня люди вольные Новгородцы. Пришла на Русь беда великая. Проклятые крестоносцы явились из неметчины и захватили Псков, не щадят ни старого, ни малого. Что делать будем?

Парень: А что тут долго думать? Соберем войско! Неужто не сумеем врагам ответить по-русски?

Горожанин: Верно, новгородцы. Только вот беда – нет у нас доброго предводителя. Тот воин и славен да стар, а другой храбр да слишком молод. Долго думали мы со старшинами и решили призвать править войском нашим князя Александра по прозвищу Невский.

Парень: Что за полководец такой выискался? Из каких будет?

Девушка: Молчи уж, невежда. Нынче каждый об Александре слышал. И двух лет не прошло как выиграл он сражение на реке Неве. О том в народе даже песни сказывают:

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде.

Там рубились в войске воинском

За великую землю русскую.

За собою войско вел Александр

Были силы в войске богатырские.

Как налево махнут – станет улица,

А на право махнут – переулочек.

Не уступим мы землю русскую,

Кто придет на Русь будет побежден.

Горожанин: Да вот он и сам к нам пожаловал. Расступись, народ, дай дорогу полководцу (раздвигаются, уступая дорогу Александру Невскому. В руках у него меч).

Парень: Не хотим Александра! Не люб он нам.

Все: Не люб, не люб.

Александр: Не полюбовником пришел я к тебе, господин Великий Новгород! А пришел из-за того, что беда на Русь надвинулась. И не время сейчас спорить, кто кому люб. Будет войско поведу его. Там, у Вороньего камня, врагов и встретим, отпор держать станем. Будем делать три полка, один полк – засадный. Коли заманим шведов в тяжелых доспехах на наш бой рукопашный, так тем полком засадным и ударим.

Горожанин: Правду говорит князь.

Парень: Ай да Невский, собирай полки, веди нас, Ярославич.

Александр: На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей колокол новгородский, созывай народ под знамена русские. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля.

Муз. рук. : Сейчас мы послушаем с вами хор Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские» в исполнении хора и симфонического оркестра.

(Слайд № 17)

Композиторы в своих сочинениях для оркестра тоже используют колокола, пример мы сейчас слышали. Давайте подведем итог. О каком музыкальном инструменте я сегодня рассказала? Зачем же колокола нужны на Руси? Я надеюсь вам понравилось наше занятие и вы полюбите колокольный звон.

Список использованных источников

1. Давыдова М. А., Агапова И. А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. – М. : Рольф, 2001. – 288с.

2. Мифтахова О. На тройке. Чудеса под Новый год //Музыкальный руководитель 2005 №6., с15-16.

3. Слушание – восприятие музыки. //УМК для музыкальных руководителей ДОУ по актуальным вопросам теории методики музыкального образования детей дошкольного возраста.

4. Захарова Н. М. Использование ИКТ в музыкальном развитии дошкольников. //Web : https://nsportal.ru/

Приложения

Презентация к занятию № 1

Публикации по теме:

«Музыка нас связала» Музыка нас связала— проект по приобщению дошкольников к классической музыке. Лариса Францева Балаково 24. о9.2013 год Я,участник проекта,.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованное занятие по теме «Колокола России»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 20:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованное занятие по теме «Колокола России»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бурмакина (УИ 210170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД