Развлечение в старшей группе детского сада «Богатыри — защитники земли русской»

Валентина Ивановна Козлова
Развлечение в старшей группе детского сада «Богатыри — защитники земли русской»

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, сказители, странники, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли, имена богатырей, имена отрицательных героев.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание художественного материала о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Просмотр мультфильмов: «Никита Кожемяка», «Василиса Микулишна», «Три богатыря».

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Иллюстрация Васнецова «Три богатыря»; игра «Защитники Древней Руси и России», русские народные костюмы для мальчиков, сарафаны для девочек, 6 платочков для девочек; 6 ситцевых платков, продукты: хлеб, картофель, лук, сгущёнка, шоколад, сок, сало, молоко в крынке, сок в коробке, конфеты. Музыкальный клип «Русские берёзки», музыка: «Сибирская ярмарка», «Земляничка-ягодка», «Хороводная», «Космическая музыка», «Во поле берёзка стояла», песня «Богатырская наша сила», 6 шапок, мечи 6 штук, щиты 6 штук, шлемы 6 штук.

Ход развлечения.

Сказительница (воспитатель) заходит в зал под русскую хороводную музыку «Во поле берёзка стояла», проходит круг, кланяется гостям, далее выходят девочки парами проходят по кругу по залу, выполняя танцевальные движения и садятся на стульчики. На экране музыкальный клип – «Русские берёзки».

Ребёнок читает стихотворение о России:

Россия - как из песни слово. Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий как ручей.

Всё это позабудется едва ли, навек останется святым –

И землю ту, что Родиной назвали, коль вдруг придётся,

Сердцем защитим!

Под песню «Богатырская наша сила» с другой стороны зала заходят мальчики и выполняют строевые движения. Сказительница: - Девочки, посмотрите, наши мальчики как настоящие богатыри! А кто такие богатыри? (высказывания девочек, мальчики читают стихи:

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

А и сильные и могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Не затмить им

Солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит

Не шелохнется!

Предлагаю мальчикам сесть.

Сказительница: - Я скажу вам, гости любезные, и вам, детки малые да пригожие, старый сказ про дела далёкие, про дела далёкие да великие. Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие.

- Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

- А сейчас мы отправимся путешествовать по былинам в Древнюю Русь. Закройте глаза, сейчас мы с вами переместимся во времени. (Звучит космическая музыка). На экране появляется картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Сказительница: - Вот мы и в Древней Руси. Посмотрите, на распутье стоят три богатыря. Кто из вас знает, какой художник написал эту картину? (В. М. Васнецов). Сколько богатырей на картине? Кто изображён посередине? Кто стоит слева на коне? (Добрыня Никитич). Кто находится справа от Ильи Муромца?

- А теперь скажите, ребята, откуда мы с вами узнали про богатырей? (Из былин, песен, сказаний)

– Что такое Былина? (Быль; русские народные песни-сказания о том, что было. У былин нет автора, а у других произведений есть)

– Кто сочинял Былины? (Народ)

– А кто рассказывал Былины? (Сказители. Они рассказывал о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.)

- Вспомните имена русских богатырей. (Илья Муромец, Ставр Годинович,Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Алёша Попович).

– Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из города Мурома).

– Каким недугом страдал Илья Муромец?

– Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

– Расскажите о самом первом подвиге Ильи. (Бой под Черниговом – схватка с Соловьём Разбойником)

- Какой подвиг совершил Никита Кожемяка? (Спас молодую княгиню. Сражался со Змеем Горынычем)

– Назовите отрицательных персонажей Былин (Соловей Разбойник, Тугарин Змей, Змей Горыныч)

– Кто из богатырей сражался со Змеем Горынычем? (Добрыня Никитич)

– Какого богатыря князь Владимир Красно Солнышко в славном городе Киеве посадил в погреб? (Ставра Годиновича). А кто его спас? (Его жена, красавица Василиса Микулична)

Ведущая: - Давайте расскажем былину гостям, сыграем в игру «Был у князя пир большой» (дети встают врассыпную). Вставайте на квадратики.

Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки,

Ставр заносчив был душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).

Князь свой голос надсадил (поглаживают горло,

Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками).

Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду).

Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят, топают).

Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи)

Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание).

Ставр уж на коня садился

В путь-дороженьку пустился (езда на лошади по кругу).

Сказительница: - Дома богатырей всегда ждали верные подруги и жёны, они же и собирали их в дорогу. Приглашаю наших девочек поиграть в игру «Собери богатыря в дорогу». Надо быть очень внимательными и собрать богатырю все необходимые вещи, которые нужны были богатырям именно в те давние времена. Раньше сумок не было и девицы собирали всё необходимое богатырю в котомку, которую делали из платка. Мальчики-богатыри, пройдите к платкам, а девочки выберут себе богатыря так: у кого красный сарафан, выбирает богатыря в красной рубахе, у кого жёлтый – в жёлтой рубахе и т. д. Напротив на столе лежат продукты, нужно выбрать необходимое. Как только заиграет музыка, вы идёте к столу и приносите по одному продукту. Как только музыка закончится, вы девочки встаёте возле богатырей и мы проверим, кто справился с заданием. (Во время игры звучит музыка «Сибирская ярмарка»)

Дети садятся на стулья. (мальчики выходят из зала надеть шлемы, взять щиты и мечи)

Воспитатель-сказитель: - Люди добрые, а сейчас покажем мы вам про житье – бытьё в старину русскую. Уходили богатыри в поход, а красны девицы дома оставались, рукоделием занимались.

(Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

1 – я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 – я девочка

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

(раздается стук, входят добрые молодцы)

3-я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

4 –я девочка:

Да ведь это добрые молодцы!

1-й мальчик:

Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

Дома ли ты душенька, душенька Катюшенька?

Девочки: Мы туточки.

2-й мальчик:

Мы в поле нагулялись,

А теперь сюда собрались,

На людей посмотреть,

Себя показать.

3-й мальчик:

Собирайтесь девицы.

Собирайтесь в хоровод.

И сейчас нам станет ясно

Кто лебедушкой пройдет!

Девочки исполняют хоровод с платочками под русскую народную песню. (Музыка «Хороводная»)

Сказительница: - Ребята, а кто был самым главным другом богатыря? (Конь). А какое снаряжение было у богатыря, оружие? (опрос 4-5 детей). Вот сейчас наши мальчики подберут для богатыря всё самое необходимое.

Игра «Защитники древней Руси и России» (СМАРТ)

Цель:

Расширить и закрепить представления детей об одежде и оружии русских богатырей и современных воинов.

Сказительница: - Наши мальчики-богатыри показали хорошие знания об одежде и оружии богатырей, а сейчас мы проверим их на силу и выносливость. Приглашаю богатырей на петушиный бой. Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрёстно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Правила: Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. Руками толкать друг друга нельзя. (Игра проводится под русскую народную музыку «Земляничка-ягодка»)

- Молодцы, богатыри, все старались, хоть и не все победили. А в следующей игре мы проверим вашу ловкость, сноровку, быстроту реакции, игра называется «Шапки». «Шапки» - традиционная народная игра, бытовавшая на Руси с незапамятных времен. Основная задача этой игры – сорвать шапку с головы противника и не дать ему снять шапку с себя.

Русская-народная игра «Шапки» на ловкость: ноги на ширине плеч, одна из ног противника соединяется (стоит рядом, одной рукой держаться за друг друга. На счёт 3 стараться снять шапку у противника, не разнимая рук и не сходя с места, не отодвигая рядом стоящих ног.

Сказительница: - А знаете ли вы, ребята, что в старину не только богатыри, но и красные девицы играли в разные народные игры. Я приглашаю вас всех поиграть в весёлую игру «Тяни-толкай». Мальчики выбирают себе в пару девочку по цвету рубахи. Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях. В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт, таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую-спиной.

Сказительница:

- Вот и закончилось наше путешествие по Былинам. Возвращаемся в наше время. (Звучит космическая музыка). Ребята, раньше нашу Родину называли Русь, а как сейчас называют? (Россия). Какие вы знаете пословицы и поговорки о России?

1. За народное дело бейся смело

2. Человек без Родины, что соловей без песни;

3. Жить - Родине служить;

4. Кто храбр, тот и жив;

5. Храбрый побеждает, а трус погибает;

6. Смелость города берёт.

Сказительница: - ребята, в конце нашего путешествия я предлагаю спеть песню про нашу прекрасную Родину «Моя Россия». (Во время песни идёт презентация с иллюстративным материалом о России, с детьми поют взрослые)

Сказительница: -

Воздух лазорево – синий.

Степи, дубравы, жнивьё –

Всё это наша Россия –

Гордое счастье моё.

Все твои были и сказки

В душах веками живут.

Столько надежды и ласки

Русские песни несут!

И предания старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

7. Кто смел, тот и цел.

8. Не родом богатырь славен, а подвигом.

9. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

10. Бой отвагу любит.

11. Волков бояться в лес не ходить.

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Открытое занятие в старшей группе Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа. Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского.

Дидактическая игра «Богатыри Земли Русской» Паспорт дидактической игры Название «Богатыри Земли Русской» Автор Богданова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Развлечение в старшей группе детского сада «Богатыри — защитники земли русской»
Опубликовано: 13 марта 2015 в 08:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Фотоотчет о празднике «Бал в осеннем лесу» в старшей группе
Осенний праздник в детском саду – это море веселья и улыбок. Хоть и говорят, что осень – унылая пора, но дети, как никто другой, радуются разноцветным...
Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...