Светлана Рафикова
Реализация дополнительной программы коррекционно-оздоровительной группы «Крепыш» для детей с НО
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация дополнительной программы коррекционно-оздоровительной группы «Крепыш»
Детство – особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предложено Всемирной организацией здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.».
Публикация «Реализация дополнительной программы коррекционно-оздоровительной группы „Крепыш“ для детей с НО» размещена в разделах
Основными задачами дошкольных учреждений являются охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма.
В детских садах проводятся разнообразные оздоровительные мероприятия: организация сбалансированного питания с витаминизацией блюд, закаливающие процедуры, точечный массаж и многие другие. Однако борьба за снижение заболеваемости детей идет с переменным успехом. Статистика приема детей в наш детский сад комбинированного вида и анализ заболеваемости воспитанников показывают, что число детей с хроническими заболеваниями неуклонно растет; чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений.
Среди них значительное место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Доказано, что именно эти отклонения являются первопричиной многих болезней. Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, травмы, инфекции, интоксикации, поражения нервной системы, болезни обмена веществ. Многое зависит от наследственности. Дети наследуют предрасположенность к заболеваниям, перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, ходить и стоять, а также вынужденные неправильные позы, например, при рисовании, чтении, письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
Значительная роль в воспитании здорового ребенка принадлежит физической культуре. Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры – самое универсальное и доступное средство развития двигательной сферы детей. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах и связках, но и во всех внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ. Под влиянием мышечной работы резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода, что рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности всех органов и систем (частота дыхания увеличивается в 2-3 раза, возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена и т. д.). Многократные повторения физических упражнений способствуют увеличению жизненной емкости легких и глубины дыхания, повышению тонуса сосудов, более глубокому протеканию окислительных процессов, улучшению подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга. Жизнедеятельность организма становится более экономичной. Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Физическая культура является лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода – гиподинамии, которая зачастую становится причиной ухудшения состояния их здоровья.
Несмотря на то, что в литературе проблеме коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата уделяется достаточное внимание, методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста применяется редко. Анализ литературы по физическому воспитанию дошкольников, наблюдения за детьми и работой воспитателей, а так же личный опыт работы позволили мне выявить основные причины низкой эффективности при формирования навыка правильной осанки:
* в детском саду в основном применяются упражнения общеразвивающего характера, которые недостаточно эффективно воздействуют на укрепление мышц, участвующих в удержании осанки;
* отсутствуют специально направленные физические упражнения для формирования навыка правильной осанки в различных формах работы по физической культуре в режиме детского сада;
* использование коррекционных упражнений по формированию мышечного корсета туловища носит бессистемный характер;
* немногие воспитатели владеют методикой формирования правильной осанки у детей.
Понимая необходимость своевременно начатой коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и значение индивидуально-личностного подхода в процессе воспитания и обучения дошкольников, администрация нашего детского сада создает необходимые условия для укрепления здоровья воспитанников. Несколько лет назад была поддержана моя инициатива по организации коррекционно-оздоровительной группы «Крепыш» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
С целью укрепления физического и психического здоровья детей посредством реализации адаптированных к условиям детского сада оздоровительных технологий мною была составлена базовая программа коррекции осанки у детей.
Задачи программы :
1. Оздоровительные – формировать навыки правильной осанки, самоконтроля; способствовать укреплению мышечного корсета; содействовать профилактике плоскостопия;
2. Образовательные - формировать навыки правильного выполнения движений, представления о возможностях своего организма, способах сохранения и укрепления здоровья, безопасного использования атрибутов.
3. Развивающие – стимулировать личностные самообразования (активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе, общительность, развивать физические качества (гибкость, ловкость, выносливость, быстроту, силу).
4. Воспитательные – воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к физической культуре и самостоятельной двигательной деятельности, старательность, терпеливость, настойчивость; закреплять навыки взаимодействия в коллективе.
5. Мотивационные – создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, ситуации успеха; способствовать формированию личной заинтересованности в укреплении здоровья.
6. Эстетические – приучать детей ценить красоту движений, предметного окружения; закреплять культурно-гигиенические навыки, воспитывать аккуратность, чистоплотность.
7. Организационные – способствовать повышению эффективности коррекционной работы ДОУ в области физического воспитания и снижению заболеваемости детей.
Реализация задач осуществляется на основе общедидактических принципов.
Комплектование коррекционно-оздоровительной группы проводится с учетом общего функционального состояния детей, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей- специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, результатов проверки исходного уровня физи - ческой подготовленности воспитанников детского сада с нарушением осанки. Мониторинг состояния здоровья детей проводится в соответствии с рекомендациями известных в своей области ортопедов, педиатров и педагогов (Лукьяненко Т. В., Доскин В. А., Голубева Л. Г., Галанов А.) Мною отобраны следующие показатели для оценки состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста: * уровень физической подготовленности (результаты педагогического обследования основных двигательных навыков детей предоставляются воспитателями групп детского сада); * координация движений (по результатам двигательных тестов отмечается умение ребенка преодолевать препятствия в беге, подбрасывать мяч с хлопком, перекладывать предметы пальцами, удерживать положение стоя на носках, осанка при ходьбе); * психомоторное благополучие (отмечается в процессе общения с ребенком и наблюдении за ним в играх со сверстниками); * дефекты опорно-двигательного аппарата (отмечаются в результате мед. осмотра врачом ЛФК детской поликлиники); * специальные умения (определяются по результатам двигательных тестов выполнение правильной осанки, захват пальцами рук в «замок» между лопаток, удержание спины до 20 секунд, удержание предметов пальцами ног). Результаты входной, промежуточной и итоговой диагностики заносятся в индивидуальные карты наблюдений за детьми коррекционно-оздоровительной группы (Приложение № 1).
Программа расчитана на 36 занятий, которые проводятся с сентября по май 1 раз в неделю по 25-30 минут, во второй половине дня, в физкультурном зале детского сада. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
В основе программы - разные виды гимнастики и подвижные игры. Они являются обязательными компонентами базового физического воспитания и незаменимы в коррекционной работе с детьми.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные физиологические процессы. Характерные для гимнастики методические приемы позволяют оказывать преимущественное воздействие на отдельные мышечные группы, а также развивать различные физические качества.
В начале обучения педагогу следует показать всем детям положение правильной осанки, рассказать о ее значении для их роста и развития, сосредоточить внимание на ее эстетичности, объяснить, что только специальные упражнения, направленные на развитие отдельных групп мышц, дают возможность укреплять отстающие в развитии мышцы и исправлять недостатки в осанке. При многократном повторении упражнений на ощущение правильной осанки сидя, стоя, при ходьбе и выполнении различных движений дети могут освоить правильные позы, научиться держать правильную осанку, дифференцировать свои мышечные усилия. После этого в занятия следует включать более сложные по координации упражнения и задания: статические позы, поточные комплексы упражнений, выполняемые под музыку, подвижные игры с включением статических поз, статико-динамических упражнений.
Упражнения у вертикальной плоскости (стены с небольшим плинтусом или у двери с ровной поверхностью) способствуют созданию у детей представления о правильной осанке в положении основной стойки и при выполнении элементарных движений.
1. Принять положение правильной осанки. Встать в основную стойку, развернуть плечи, втянуть живот, приподнять подбородок и взгляд направить вперед, ноги в тазобедренных и коленных суставах выпрямить. Позу удерживать 3,5,10 секунд. Пауза отдыха (расслабление мышц) 2-3 секунды.
2. Встать у стены так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки касались ее поверхности. Запомнить положение частей тела и, не нарушая принятой позы, сделать шаг вперед, затем вернуться назад к стене и проверить правильность положения тела. Выполнять 2-3 раза.
Усложнения (ИП то же) : поочередно напрягать группы мышц;. отойдя от стены, выполнять приседания, наклоны, повороты, махи. руками, стойку на носках. Выполнять 2-3 раза.
3. Встать лицом к гимнастической стенке, хват руками за рейку на уровне плеч. 1-сгибая правую ногу, левую отвести назад в глубокий выпад. 2-ИП. 3-4-то же с другой ноги. Повторить 4-5 раз.
4. Стоя спиной к ГС, хват руками снизу на уровне бедер. 1-2-медленно приседая на левой ноге, правую вперед под прямым углом. 3-4-ИП. 5-8-то же с другой ноги. Повторить 3-4 раза.
5. Стоя боком (на шаг) .1-наклон левым боком, руками взяться за рейку стенки на уровне головы, правую ногу отвести в сторону до отказа. 2-отпуская руки вернуться в ИП. 3-4-то же другим боком. Повторить 4-6 раз.
6. Сед спиной к ГС, хват за головой, ноги вместе. 1-поднять ноги в сед углом, удерживать 1-2 секунды. 2- ИП. Повторить 3-4 раза.
7. Вис спиной (лицом) к ГС. 1-отвести ноги до отказа, удерживать 1-2 сек. 2- ИП. 2-3 раза.
Усложнения: с поочередным перехватом переход в вис согнувшись; сгибание/разгибание ног в висе; прогибание в висе стоя боком.
Упражнения с удержанием предмета на голове (мешочка с песком) применяются для повышения эффективности закрепления навыка правильной осанки. При выполнении таких упражнений дети находятся в несколько непривычном положении. Нужно сохранить устойчивость своего тела в заданной позе и одновременно не уронить мешочек с головы. Поэтому вводить такие упражнения следует постепенно, начиная с простых исходных положений. Вначале нужно выполнять упражнения на месте, затем в движении по ограниченной плоскости.
1. Основная стойка, мешочек положить на теменную часть головы. Удержать 4-5 секунд. Смотреть вперед, напрягая мышцы спины и ног. Повторить 2-3 раза.
Усложнения: выполнять шаги, движения руками, приседания, поочередное сгибание ног.
Упражнения в равновесии всесторонне воздействуют на организм ребенка. Они не только формируют правильную осанку у детей, но и развивают функцию вестибулярного аппарата, умение владеть своим телом в различных непредвиденных ситуациях, связанных с потерей равновесия, значительно укрепляют мышечный корсет туловища и ног. В работе с детьми используются три вида данных упражнений:
*динамические, связанные с поддержанием равновесия при различных передвижениях (приставной, скрестный и др. шаги; ходьба на носках, пятках, на внутренних и внешних частях стоп, в полуприседе, с высоким подниманием бедра, с преодолением препятствий и др. ; бег; махи; выпады и т. п.);
*статические, в которых необходимо сохранять равновесие при удержании различных поз (стойки, седы, упоры; равновесие на одной ноге в различных положениях и др.);
*смешанные, в которых важно удержать равновесие на месте после выполнения определенных двигательных действий или после статической позы выполнить движение (приземление после прыжка или соскока с высоты; прыжок в глубину с фиксацией приземления полуприседа; прыжки с поворотом и точным приземлением на ограниченную площадь и т. д.).
Все перечисленные виды упражнений выполняются на полу и на опоре высотой не более 40 см, на гимнастической скамейке, бревне. Детям дошкольного возраста нельзя выполнять упражнения на узкой части скамейки во избежание получения травм и ушибов. Это связано с недостаточной координацией движений в неустойчивых положениях, особенно на возвышенной опоре. Упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале на полу отрабатываются упражнения в статических позах на месте. Детей обучают держать равновесие в простых, постепенно усложняя их, затем переходят к динамическим упражнениям, выполняемым в движении на ограниченной площади. Начинают динамические упражнения с ходьбы, затем переходят на бег и к различным упражнениям на согласованность частей тела, в которых необходимо сохранять правильную осанку. После освоения этих движений можно применять упражнений с закрытыми глазами и с преодолением препятствий. Смешанные упражнения выполняются в различных сочетаниях, когда дети уже хорошо владеют своими движениями и сохраняют равновесие при невыгодных положениях.
При использовании упражнений в равновесии следует выполнять следующие правила:
1. Высота опоры и координационная сложность упражнений увеличивается постепенно.
2. Обязательна страховка педагогом.
3. Новые движения целесообразно разучивать в облегченных условиях.
4. По мере овладения движениями их целесообразно комбинировать.
5. Акцентировать внимание на тех мышцах, которые необходимо закреплять для удержания равновесия.
6. На опоре голову держать прямо, а глаза опустить и смотреть вниз, при этом сохраняя правильную осанку.
7. Избегать чрезмерного натуживания.
8. Следить за дыханием. Учить правильно дышать в затрудненных положениях.
9. Развивать способность чередовать мышечные напряжения и расслабления.
Распределение указанных упражнений в цикле занятий должно быть равномерным и включаться в предложенной последовательности. Данная схема применения упражнений составлена с учетом возрастных особенностей развития двигательной функции у детей. Тем не менее на каждом занятии методические принципы доступности и индивидуализации должны быть преобладающими.
Методом закрепления и совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств являются подвижные игры. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При повышенной игровой увлеченности детей и радостной устремленности к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми правилами, условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Вот некоторые подвижные игры, используемые мною на занятиях.
«Длинная скакалка». Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции. Ход игры: ведущий с ребенком равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков.
«Коршун и наседка». Цель: развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах, внимания, зрительных и слуховых анализаторов. Ход игры: считалкой выбирают наседку и коршуна. Дести сидят на одной стороне площадки, где веревкой отгорожен «дом» - цыплята с наседкой; коршун – в стороне. Наседка покидает свой дом, подлезая под веревку, затем призывает цыплят «Ко-ко-ко!» Цыплята подлезают под веревку и вместе с ней гуляют по площадке (клюют зерна, наклоняясь, приседая). При словах ведущего «Летит коршун!» цыплята убегают домой. Из игры выбывают пойманные коршуном. Самый последний становится коршуном.
«Разбей цепь». Цель: общеукрепляющее воздействие, формирование правильной осанки, развитие инициативы. Ход игры: играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Водящий тянет за собой цепь, меняя направление, заплетает фигуры, бежит, ползет, быстрым поворотом пытается разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока не останется 2-3- человека (Приложение № 2).
Для закрепления навыка правильной осанки использую варианты хорошо знакомых детям подвижных игр. Например, в игре «Два Мороза» предлагаю передвигаться с одного края площадки на другой «шагом лыжника» или на ягодицах, а в играх типа «Ловишки» двигаться только на четвереньках, в играх типа «Переправа» и эстафетах чаще использую предметы для переноски (набивные мячи и мешочки).
Очень важно научить детей искусству расслабления. С этой целью проводятся дыхательные упражнения, этюды с элементами психогимнастики. Это помогает создать на занятиях положительный эмоциональный настрой. Устранить замкнутость, снять усталость и напряжение. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, координация движений, образное мышление и воображение.
Психогимнастика – специально подобранные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). С целью снятия напряжения, а также обучения элементам саморасслабления, использую этюды, упражнения и игры под музыку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма. В качестве примера предлагаю комплекс игровых упражнений
Психомышечная тренировка (по Чистяковой М. И.) . (каждое упражнение или весь комплекс могут быть включены в ход занятия)
1.«Будь внимателен!» Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Ход: дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. По команде «Стоп!» - остановиться; «Зайчики» - прыгать; «Птицы» - раскинуть руки в стороны; «Аист» - стать на одной ноге.
2.«Запомни свою позу» Цель: та же. Ход: дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои муста и встать в ту же позу.
3.«Стоп!». Цель: преодоление двигательного автоматизма. Ход: дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
4.«Поссорились два петушка». Цель: регулирование координации движений, ловкости, быстроты реакции. Ход: двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева «Поссорились два петушка», подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.
5.«Дракон кусает свой хвост». Ход: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
6.«Слушай команду!». Цель: способствовать успокоению и организации. Ход: дети идут под музыку (В. Витлин «Пионерский марш») в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
7.«Штанга». Цель: тренировка отдельных групп мышц. Ход: ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
8.«Шалтай-Болтай». Шалтай-Болтай сидел на стене,. Шалтай-Болтай свалился во сне. Ход: ребенок поворачивает туловище вправо-влево руки свободно болтаются как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
9.«Петрушка» Ход: играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз. Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».
10.«Факиры» Ход: дети садятся на пол (на маты, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия, факиры отдыхают.
11.«Отдых. Сон на берегу моря». Ход: дети слушают шум моря (В. Успенский). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза). Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка, и т. д.). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично (или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно) встают. Тренировка закончена.
Вариант отдыха: ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Санс. «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.
Немаловажное значение в коррекционной работе с детьми имеют дыхательные упражнения.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Важно научить ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Чтобы ребенок дышал правильно, целесообразно научить его представлять вдыхаемый воздух в виде глубокого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее, чем вдох, и по возможности полным. Дыхательный упражнения должны проводиться ежедневно в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия. Любое дыхательное упражнение следует начинать с энергичного выдоха. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.
Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:
- Дыхание животом И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон. После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.
- Грудное дыхание «Гармошка» И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков. После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем вдох, во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторить 5-6 раз.
- Ключичное дыхание И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуты вперед. После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в и. п. При этом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз. В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.
- Полное дыхание Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания. И. п. : лежа на спине, левую руку положить на живот, правую – на ребра. Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже – заполнить грудную клетку, еще глубже – верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы). Плавно вдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. Повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая).
Занятие с детьми коррекционно-оздоровительной группы состоит из 3 частей. В структуру занятий входят различные виды упражнений, игры, задания, дозировка которых зависит от степени трудности и самочувствия детей. В водной части проводится ходьба, корректирующие упражнения, легкий бег и задания для проверки осанки у стены. Основная часть состоит из упражнений для укрепления разных групп мышц в положении стоя, сидя, лежа на спине, животе, с лазанием, сохранением равновесия, подвижной игры с комбинацией основных видов движения для закрепления навыка правильной осанки. В заключении предлагается ходьба, дыхательные упражнения, релаксация и повторная проверка осанки у стены. Темп выполнения медленный, умеренный или средний. Все упражнения выполняются в обе стороны. С целью закаливания дети могут заниматься босиком. Большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего занятия имеют следующие приемы: *интонационное разнообразие речи педагога; *использование физкультурного оборудования, инвентаря и пособий; *музыкальное сопровождение; *контроль за самочувствием детей.
Эффективность выбранных механизмов профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей подтверждается многолетними результатами мониторинга состояния здоровья детей коррекционно-оздоровительной группы. Анализ работы за последние 5 лет показал, что к концу оздоровительного курса наблюдается:
* снижение заболеваемости детей, занимающихся в группе «Крепыш» на 30-50% в сравнении со сверстниками своей возрастной группы; * повышение уровня физической подготовленности всех детей; * положительная динамика в освоении навыка правильной осанки у 80-100% детей; * положительная динамика в развитии координации движений у 90-100% детей; * сглаживание некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата (отклонение головы от средней линии, выступание живота более 2 см от линии груди, плоскостопие) у 50-70% детей; * диагнозы, выставленные под вопросом (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, не подтверждаются при очередном мед. осмотре у 30-50% детей.
В результате сравнения результатов диагностики, проведенной в сентябре 2011 и январе 2012 года было отмечено: *повышение уровня физической подготовленности, координации движений, психомоторного благополучия детей, *увеличение количества детей, владеющих специальными умениями (выполнение правильной осанки, «замок» двумя руками между лопаток, удержание спины в течение 15-20 сек. захват и удержание предметов пальцами ног).
Т. О., систематическое обучение детей с нарушением осанки специальным упражнениям в коррекционно-оздоровительной группе способствует физическому и функциональному совершенствованию организма ребенка, несмотря на небольшую затрату времени, но в комплексе с традиционными физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме детского сада. Важно, что занятия в группе «Крепыш» дали детям уверенность в своих силах и возможностях, помогли стать более открытыми, радостными, счастливыми и крепкими.
Исправление нарушений осанки – процесс длительный, требующий постоянного внимания к ребенку. Конечно, многое зависит от родителей; насколько они помогут своему чаду приучиться к правильному распорядку дня, рациональному питанию, физкультуре и другим нагрузкам с учетом возраста. Но в связи с занятостью родителей зачастую компетентность воспитателя детского сада становится решающим фактором в укреплении здоровья ребенка.
Коррекционно-оздоровительная группа «Крепыш» стала неотъемлемой частью системы физического воспитания детей в нашем дошкольном образовательном учреждении и эффективным средством помощи семье в воспитании здорового ребенка.
Представленная программа может быть полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Возможно, одни используют комплекс специально подобранных упражнений, подвижных игр, как часть физкультурного занятия или урока, другие пересмотрят подходы к организации утренней и вечерней гимнастики, физкультурных разминок. Главное, не оставаться равнодушными к здоровью воспитанников, вовремя обратить внимание на тревожные симптомы нарушения физического, психического и социального благополучия ребенка.