Получи документы

Реализация развивающей педагогики оздоровления

Валяс Мария Олеговна
Реализация развивающей педагогики оздоровления
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация развивающей педагогики оздоровления

Обновление содержания образования

и проблемы укрепления здоровья детей.

Маркина С. В., воспитатель

Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной. Ведь от состояния здоровья зависят качество и продолжительность его жизни.

Акцент на интеллектуальное развитие детей нередко делается без надлежащего учета их физического, эмоционального состояния, что неизбежно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, а вместе с ней образует зоны риска для их гармоничного развития, создает предпосылки для нарушения здоровья, динамического, соответствующего возрасту развития. Поэтому особенно актуальной стала проблема использования здоровьесберегающих образовательных технологий, органично сочетающих обучение с укреплением здоровья детей, возбуждающих желание и естественную потребность заниматься физической культурой.

Публикация «Реализация развивающей педагогики оздоровления» размещена в разделах

Дошкольник не может самостоятельно менять вид деятельности. Поэтому он может капризничать, становиться «разрушительным», «принимает позы», делается плаксивым.

Несомненно, здесь причиной является утомление, перенапряжение в учебной деятельности. Чрезвычайно важно учитывать при организации учебно-воспитательного процесса хрупкость и легкую ранимость детской психики.

Легко утомляют ребенка однообразные, малоувлекающие формы деятельности. Еще вреднее действует чрезмерная строгость и несправедливость в обращении с детьми, беспрестанные упреки и унижение их самолюбия и вообще всех радостных проявлений и чувств.

Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно - оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь с семьей и воспитателем, чем в школьный период. Поэтому через организацию целенаправленной оздоровительной работы с дошкольниками появляется возможность воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Исходя из всего этого, программа формирования здоровья, позволяющая сотрудничать между собой педагогам, врачам, родителям и детям, воспитывая в детях чувство ответственности за свое здоровье, должна стать приоритетной в образовательно-воспитательных учреждениях.

Одним из основоположников развития педагогики оздоровления был замечательный ученый-педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский.

Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.

Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Основоположники развивающей педагогики оздоровления считают, что работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход. Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста общеизвестна. Стремление к комплексному подходу оправдано и понятно, тем более в оздоровительной работе.

Развивающая педагогика оздоровления рассматривает здоровье как основание жизненной целостности организма, а болезнь – источник её распада. Такая целостность, как считают основоположники развивающей педагогики оздоровления, задана с момента зачатия ребенка. И усилия педагогов, медиков, психологов должны быть направлены не на воздействие на ребенка, а на проектирование, построение здоровья ребенка, развитие и обогащение психосоматических возможностей ребенка. Результат коррекционно-развивающей оздоровительной работы должен заключаться в психическом развитии ребенка, его душевном и духовном росте, т. е. в формировании у ребенка желания и потребности саморазвития.

Усилия взрослых должны быть направлены прежде всего на развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы повышает её эффективность в несколько раз, т. к. поддерживает устойчивый положительный эмоциональный фон, повышающий сопротивляемость организма вредным внешним воздействиям.

Объединяя в физкультурных занятиях методы развития воображения и двигательную активность, можно повысить эффект оздоровительной работы.

Второй принцип развивающей оздоровительной работы – это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

В традиционной школе взрослый, требуя от детей сидеть прямо, подчеркивает, что это красиво, не описывая механизма, причин таких требований. В развивающей педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», т. е. вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки.

Если ребенок не умеет подбрасывать мяч и ловить его, следует не упражнять его много раз в выполнении этого действия, а вместе с ним поиграть с руками, погладить их, похлопать, научить их подниматься высоко и плавно опускаться. Т. е. необходимо устранить причину неудачи (недостаток развития мышц руки, а потом добиться успеха в выполнении движения.

Такие упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущая здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.

Третий принцип развивающей оздоровительной работы заключается в создании и закреплении целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

На нефизических занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы : включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Его следует применять на занятиях по изодеятельности, конструированию, обучении игре на музыкальных инструментах, овладению навыками письма и т. д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Четвертый принцип оздоровительной педагогики заключается в формировании у детей способности к содействию и переживанию. Так, например, дети могут делать массаж не только себе, но и друг другу. Массаж становится формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому.

Одним из важнейших компонентов, сберегающих детское здоровье, должна стать разнообразная организация образовательного процесса, прежде всего соблюдение возрастных регламентов организованной образовательной деятельности, максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине, их продолжительность. На занятиях должны быть предусмотрены физкультминутки, перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут.

Организованную образовательную деятельность по математическому развитию, развитию речи, требующую повышенную познавательную активность, следует проводить в первой половине дня. Целесообразно сочетание таких занятий с занятиями динамического характера (физкультурой, ритмикой, музыкой). Физкультурные занятия во всех возрастных группах должны проводиться не менее 3 раз в неделю.

Занятия в кружках и студиях недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их количество в неделю не должно быть более двух, продолжительность 20-25 минут. Нецелесообразно участие ребенка в более чем в двух дополнительных занятиях.

Мощным оздоровительным средством является и традиционно организованная двигательная активность, которая позволяет предупреждать и преодолевать отклонения в развитии костно-мышечного аппарата детей.

Правильно подобранные физические упражнения служат эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушение осанки и отклонения в психомоторном развитии.

Комплексная система закаливания, включающая сочетание слабых длительных (воздушные ванны) и сильных кратковременных (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой, воздействий, направленных на отдельные области тела и весь организм на фоне двигательной активности позволяет существенно улучшить функцию терморегуляции, повысить сопротивляемость детского организма респираторным заболеваниям.

Одним из важных компонентов педагогики оздоровления является внимательное и осторожное обращение с компьютером. Длительные занятия с компьютером приводят к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Психологи предупреждают о «наркотирующем» затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

В целях соблюдения требований оздоровительной программы необходимо пользование детьми только сертифицированными игрушками, спортинвентарем, издательской продукцией.

Кроме того, знания работников образования по вопросам гигиены и охраны здоровья детей должны постоянно пополняться.

Говоря о здоровьесберегающих компонентах организации образовательного процесса, нельзя обойти вниманием еще одну очень важную проблему: необходимость защиты психического здоровья детей.

Нельзя допускать к использованию в образовательном процессе дилетантских разработок и новых технологий, не прошедших должностной образовательной и медицинской экспертизы.

Психологическому здоровью ребенка наносит вред и тестирование при поступлении в школу. Неправомерно вообще отвергать тестирование, как метод, важно, чтобы взрослые проводили этот процесс осторожно, грамотно.

Одним из условий успешности и результативности применения здоровьесберегающих технологий в детском саду является овладение педагогами здоровьесберегающими действиями и их регулярное применение в своей работе.

Это умение:

Включать в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья.

Организовывать предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья.

Способствовать формированию здорового образа жизни детей.

Обеспечить целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности детей

Организует своевременное проветривание помещения. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья пищеварительной системы, способствует развитию таких факторов здоровья, как уход за полостью рта, нормальный режим питания. Следить за правильной осанкой. Организует подвижные паузы в ходе занятий. Контролирует режим освещенности в помещении.

11. Действия педагогов по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья детей заключаются в том, чтобы:

Обеспечить возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств, смену концентрации и децентрации внимания. Обеспечить умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения. Демонстрировать уверенность в способностях всех детей. Включать в содержание обучения и воспитания образцы коммуникативного поведения (общения). Способствовать развитию позитивного отношения окружающих к личности каждого ребёнка.

Чтобы определить результативность использования здоровьесберегающих технологий необходим мониторинг оценки уровня здоровьесберегающих условий в группе.

Это, в первую очередь, ежедневная оценка санитарно-гигиенических условий пребывания детей в группе (достаточность освещения, свежего воздуха, рациональность организации образовательного процесса с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждения, утомленности и т. д.). Контроль со стороны педагога за осанкой детей, организация физкультминуток и использование приемов снятия эмоционального напряжения. Действия детей свидетельствуют об их интересе к организованным занятиям. На занятиях создана уважительная, доброжелательная атмосфера. У детей отсутствуют внешние признаки страха, стресса. Не наблюдается признаков значительной утомленности.

13. Систематическое целенаправленное и заинтересованное использование педагогическим коллективом здоровьесберегающей деятельности позволит:

1. Сохранить здоровье детей на уровне не ниже исходного (на момент приема в образовательное учреждение).

2. Создать оптимальные условия для физиологического, психофизиологического, психического, социально-нравственного здоровья ребенка, учитывая все факторы, влияющие на его здоровье.

3. Сможем сформировать здоровьеохранную компетентность детей:

сформированность представлений о способах поддержания здоровья;

развитие умений и привычек здорового образа жизни.

4. Сохранить здоровье педагогов.

Публикации по теме:

Использование педагогики оздоровления в системе коррекционной развивающей работы «Использование педагогики оздоровления в системе коррекционной развивающей работы» Подготовила воспитатель 1 кв. категории Бондарь Юлия Юрьевна.

Формы реализации народной педагогики Формы реализации народной педагогики Коллективная, всеобщая форма педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Консультация «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания дошкольников» .

Отчет по теме самообразования «Реализация музейной педагогики как современной образовательной технологии» Работая над выбором темы самообразования я, прежде всего, исходила из основных приоритетов моей работы как воспитателя с воспитанниками.

Консультация «Принципы методологии педагогики» 1. Принцип индивидуального подхода. Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д.

Реализация принципа индивидуальности обучения на основе использования педагогики М. Монтессори Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста, уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение.

Реализация требований ФГОС при формировании развивающей среды дошкольного образовательного учреждения «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Роль музейной педагогики в ДОО Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно – образовательные программы для воспитанников образовательных.

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.

Автор публикации:
Реализация развивающей педагогики оздоровления
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 12:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация развивающей педагогики оздоровления» (включая файлы) размещена пользователем Валяс Мария Олеговна (УИ 393633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД