Ирина Тимофеевна Михайлова
Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ №17 «Золотая рыбка» г. Салехард ЯНАО:
Михайлова Ирина Тимофеевна
Левша в житейском понимании - это тот ребенок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие-то действия левой рукой. Такие люди были известны человечеству с незапамятных времен.
Публикация «Ребёнок-левша: как достичь гармонии с „правым“ миром» размещена в разделах
Однако на самом деле левшество только лишь леворукостью не ограничивается. Существует и левоногость, левоухость, левоглазость - то есть доминирование и предпочтение в работе и каких-то действиях именно парных органов человеческого тела. Однако на все это до последних десятилетий 20 века ни врачи, ни обычные люди не обращали никакого внимания - скорее всего потому, что они не так бросаются в глаза, как письмо левой, а не общепринятой правой рукой.
Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного мозга. При этом происходит перекрестный процесс: правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие головного мозга и наоборот. Таким образом, у правшей в организме главенствует левая часть мозга. А у левшей, как ни парадоксально, - правая часть мозга. А еще в последние годы ученые стали учитывать степень доминирования обоих полушарий - сильно выраженную («классический стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженную (может быть всего один - два признака левшества - например, ведущие левый глаз и левое ухо при ведущей правой руке и т. д.)
Немало на нашей планете и тех, у кого полушария мозга как бы заключили между собой «джентльменское соглашение» и ни одно из них не подавляет работу другого. Поэтому такие люди одинаково хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, обеими ногами, глазами, ушами. Таких людей называют амбидексторами. К сожалению, выявлением и изучением амбидекстров целенаправленно еще никто из ученых ни в России, ни в мире не занимался. Хотя амбидекстров в человеческой популяции никак не меньше четверти населения (По утверждению Е. Хомской и еще ряда исследователей).
Классическими же «стопроцентно правильными» правшами большинством медиков признаются те люди, которые пишут и выполняют большинство действий правой рукой, особенно тонких и сложных (прикладывают трубку телефона к правому уху, ведущий глаз правый, ведущая нога правая - то есть толчковая при прыжках, именно она предпочитается для забивания голов у футболистов и т. д.).
Те же, у кого хотя бы один из этих признаков имеет зеркальное отражение, большинство исследователей предпочитают собирательно именовать левшами соответственно более или менее выражено.
Ученые института им. Бурденко Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина в своих исследованиях среди здоровых людей с явно выраженных и скрытых левшей насчитали аж 62%. То есть больше человечества. Правда, затем исследователи сами испугались полученной картины и поспешили оговориться: давайте-ка мы все-таки исключим из этой итоговой статистики тех, кто обладает только одним признаком левшества (левоухостью, левоглазостью, левоногостью) - слабо выраженных левшей. Все равно получается 49% левшей.
Леворукие показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А «сверхспобности» левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся ученых.
Левшей в мире миллионы, и все они разные. Поэтому совершенно неправы те, кто пытается причесать их под одну гребенку. Левши схожи между собой только тем, что они всегда яркие - и что касается их природных дарований, и что касается черт характера (в плане индивидуальности, ни на кого не похожие, и окружающие постоянно подчеркивают это - многогранность их талантов и необъятность их интересов подчас просто изумляют.
В Японии - самой высокоразвитой как в техническом, так и в духовном плане стране мира - левшей уважают, так как они считаются особо искусными людьми; слово «левша» и в русском языке означает «редкий мастер-умелец», православие относилось к левшам достаточно лояльно (хотя тот же Петр и запрещал левшам свидетельствовать в суде, как и рыжим).
Однако люди по-прежнему живут по старым дремучим законам, заставляя таких непохожих и разных людей подстраиваться под те правила, которые удобны для «стопроцентных» правшей. Кое-какие первые шаги все же уже сделаны - так, в ряде стран под давлением ассоциаций левшей начали выпускать швейные машины, ножницы, фотоаппараты и даже зубоврачебное оборудование для леворуких (Бразилия, США); в наше время в магазинах городов России появились ручки, карандаши, ножницы, тетради разнообразные и т. д. для леворуких.
В 1985 году Министерством здравоохранения выпущены методические рекомендации, в которых говорится о запрещении переучивания левшей и необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. А действия учителя, который снижает ребенку оценку за почерк, неправомерны. Допустимо вертикальное написание букв или наклон влево, категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняют письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты.
Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий.
Появление невротического заикания может сочетаться со страхами, энурезом, тиками. Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носа) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает за кривляние, дурачество. В таком случае надо обратиться к врачу-психоневрологу или педиатру за советом и назначение лечения, и необходимых рекомендаций.
Левши-подростки и взрослые очень деликатные, стрессоустойчивы, приучаются себя сдерживать и контролировать. А ведь при высокой чувствительности сохранять самообладание, спокойствие и оптимизм в грубоватом и жестоком, а порой откровенно жестоком «правом» мире особенно нелегко! Тем не менее, левши с этим справляются.
Однако, что касается детей - левшей, когда их природная впечатлительность и большая, эмоциональность, накладываются на процесс переучивания (что касается настоящим насилием для мозга, плюс еще не привычная учебная нагрузка, нервная система маленького левши может не выдержать. На таких детей нельзя кричать, иначе они замкнутся в себе и отдалятся от родителей. Ребенок - левша очень раним, у него богатое воображение, он фантазер. Леворукие дети ориентированы на общение, оно служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором очень нуждаются. Очень ответственны, добросовестны, а так же хорошо понимают социальные нормативы, сострадательны, могут подать милостыню, одолжить друзьям последнее, если даже сами с трудом сводят концы с концами. Глубоко привязаны к своим родным, друзьям. Не любят конфликтовать, ссориться. Левши обычно долго терпят (надеясь, что родственник или партнер образумится, но если он устал терпеть, то его положительное расположение добиться очень трудно, почти невозможно.
Словом, надо помнить главное - нельзя терять веры в то, что ваш ребенок очень способный. И вес у него пусть не сразу, но обязательно получиться.
Верить в своего ребенка очень важно еще и потому, что дети - левши особенно чутки к отношению со стороны родителей и окружающих людей. Но окружающие окружающими (все-таки мы живем не в оранжерее, и вашему ребенку тоже надо с детства приучаться отстаивать свое мнение и свою значимость, но вот если в него не будут верить самые близкие люди, родители, тогда маленький левша точно опустит руки. И тогда самые худшие ваши страхи, в конце концов, станут явью.
Итак, вы готовы помочь своему ребенку, готовы чем-то пожертвовать, готовы отдать время и силы, то все в ваших руках:
1. Подготовка к школе не может и не должна быть обучением ребенка тому, чему его будут обучать в школе. Нужно не учить его писать, а готовить к письму, не учить читать, а сделать все, чтобы процесс чтения не вызывал затруднений.
2. Развивайте моторику пальцев с помощью пальчиковых игр, дидактических игр, игр с веревочками, искусством складывать из бумаги (оригами, аппликацией, лепкой и т. д.
3. Леворукий никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.
4. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач.
5. Рациональный режим дня.
6. Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов.
Никогда не кричите на ребенка во время занятий. Не наказывайте за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются. Вы обязательно добьетесь положительного результата, если наберетесь терпения.
Список используемой литературы.
1. Афонькина Е. Ю., Афонькина А. С. Игры с веревочкой. - СПб. : Кристалл, 1997. - 224 с., ил.
2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М. : Вентана-Граф, 2005. - 240 с. : ил. - (Ваш ребенок).
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. - 64 с.
4. Коупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005. – 32 с. : ил. - (Серия «Готовимся к школе).
5. Майская А. Ребенок - левша: как достичь гармонии с «правым» миром. - СПб. : Питер, 2006. - 96 с. : ил.
6. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб. : КРИСТАЛЛ. - 336 с., ил.
7. Чижова Светлана. Если ребенок левша. Как наиболее эффективно развивать таланты вашего ребенка /С. Ю. Чижова; ил. Е. Устиновой при уч. О. Карелиной. - М. : Эксмо, ОЛИСС, 2007. - 80. : ил. - (Завтра в школу).
8. Журнал «Дошкольная педагогика» №2 2004г. «Феномен леворукости: выявление и обучение леворуких детей» с. 30
9. Журнал «Дошкольная педагогика» №7 2007г. «Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников» с. 42