светлана ульянова
Ребёнок — левша в группе
▼ Скачать + Заказать документы
А в каком возрасте можно понять то, что ребёнок-левша? Дети выбирают ведущую руку в возрасте около 3-х лет (некоторые дети могут тянуть с выбором лет до 5-6). Нормально, если они переключаются с одной руки на другую, по статистике, около 20% детей одинаково хорошо пользуются и левой и правой рукой.
Для определения ведущей руки ребенка проводится ранняя диагностика. Специалисты считают, что до 4-5 лет дети одинаково хорошо владеют обеими руками, поэтому определение ведущей руки с помощью проб может быть недостоверным. Тем не менее, до этого возраста, воспитатели могут заметить приоритет руки у ребенка, наблюдая за ним в повседневных играх. Тестовых проб для определения ведущий руки существует огромное количество, все они выглядят, как просьба выполнить то или иное действие (полить цветы, взять карандаш, нанизать бусины и т. д.). Главная особенность пробы - действие должно быть ребенку незнакомо или малознакомо, тогда шанс, что он приучен выполнять его правой рукой. Лучше всего, если действия будут для ребенка совершенно новыми. Важно, чтобы ребенок заранее не знал, что сейчас будут определять его ведущую руку, все тесты выполняются быстро, без подготовки и помощи со стороны.
Публикация «Ребёнок — левша в группе» размещена в разделах
Вот некоторые действия-тесты для примера:
- толкнуть шарик палкой;
- перемешать песок лопаткой;
- перелить воду из одного стакана в другой;
- закрыть/открыть молнию и т. д.
Важно акцентировать внимание на том, что нерешительность в выборе руки – вполне естественное явление, особенно для левшей, которым иногда требуется несколько больше времени, чтобы окончательно определиться с ведущей рукой. Крайне важно не давить на детей и не торопить их с решением, а позволить им экспериментировать с обеими руками на их усмотрение. Помните, что левши изучают мир, где многие вещи работают задом наперед, и им нужна ваша помощь и терпение, чтобы научиться пользоваться предметами правильно.
К сведению воспитателя: некоторые особенности, характерные для левшей.
1. Левши зачастую имеют яркую индивидуальность и являются лидерами.
2. Левши гораздо увереннее владеют правой рукой, чем правши - левой. То есть, они почти одинаково владеют обеими руками, а правши - нет. Шанс стать амбидекстром гораздо выше.
3. Быть левшой в мире правшей - это вызов, а сложности, как известно, делают их сильнее и выносливее.
4. Левши более склонны к разностороннему и нестандартному мышлению,у них больше вариантов для принятия любого решения.
5. У левшей сильно развита интуиция, что помогает им выходить из сложных ситуаций.
6. Левши обладают способностью заниматься несколькими делами одновременно.
7. Одежда. Для детей-левшей пуговицы и молнии располагаются задом наперед, так что им требуется больше практики, чтобы научиться ими пользоваться. Когда будете помогать левшам надевать штаны/ботинки, помните, что они, как правило, сначала балансируют на левой ноге, так что подготовьте для них правую штанину/ботинок, чтобы они просунули в них правую ногу.
8. Шнурки/завязки. Когда Вы будете показывать ребенку, как завязывать шнурки, удачным решением будет стоять напротив ребенка. Таким образом, ребенок получит зеркальное изображение, которое он сможет копировать.
А почему бы не переучить всех левшей?
Левшевство - это не только "делать всё левой рукой", это и ведущий левый глаз, левое ухо, левая нога, а значит - чтобы сделать из левши правшу не достаточно научить его писать правой рукой, придется переделать весь его организм, а это природой не предусмотрено.
Мозг знает, что делает!
Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем (и это важно запомнить, и об этом важно вспоминать каждый раз, когда возникает желание переложить ложку/карандаш/ручку ребенку в другую руку):
- заикание;
- повышенная утомляемость;
- некрасивый почерк;
- нарушения сна;
- низкая самооценка;
- отставание от сверстников в скорости выполнения заданий;
- страх перед неудачами;
- отсутствие желания учиться;
- неврозы;
- энурез;
- нервные тики и прочие нарушения психики.
Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши зачастую значительно успешнее и талантливее праворуких. Вместо того, чтобы переучивать, присмотритесь к ребенку, может своим желанием переучить его вы губите какой-то его талант! Левши часто отличаются яркой индивидуальностью, для них характерен выбор творческих профессий или хобби. А какое преимущество у леворуких спортсменов! Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают свой индивидуальный стиль, оригинальную технику борьбы, доставляя тем самым непреодолимые трудности противникам и выходят в схватках победителями.
Подготовка руки к письму.
Очень важно понимать, что ребёнок-левша проходит все те же этапы по подготовке к письму, как и ребёнок-правша. Просто у каждого они имеют свои особенности. Давайте рассмотрим, как же все-таки помочь леворукому ребёнку научиться писать. И не просто писать, а писать красиво.
1. Развитие мелкой моторики. Ни для кого не секрет, что развитие мелких движений пальцев рук готовят её к более тонкому мастерству - письму. Развивать мелкую моторику мы начинаем с самого детства: массаж детских пальчиков в младенчестве, игры с различными предметами, конструирование, мозаика, игры с крупой и многие-многие другие активности помогают пальчикам малыша приобрести навыки точных и слаженных движений пальцев. В дошкольном возрасте это могут быть раскраски, рисование кистью, пальчиковое рисование, конструирование из более мелкого конструктора, шнуровка и другое.
2. Создание удобного и грамотного рабочего места. Важно определить размещение света у письменного стола ребёнка. Он должен падать либо сверху, либо с правой стороны. При таком освещении ребёнок-левша не будет заслонять себе свет при письме. Тетрадь или лист бумаги располагаются с наклоном вправо, за счёт этого обеспечивается наклон букв.
3. Можно приобрести в магазинах специальные ручки и прописи для левшей. Хочу заметить, что не всем они подходят, некоторым удобно писать и обычными ручками.
4. Важно научить ребёнка правильно держать ручку: пальцы должны располагаться на 3-4 см выше, чем у правшей.
5. Положение руки при письме. Манера письма леворуких сильно отличается от манеры письма праворуких детей, поэтому мы даём возможность ребёнку выбрать, как ему будет удобно писать. Левши используют несколько вариантов письма.
Первый: ручка составляет одну линию с рукой, при этом кисть левой руки с ручкой находится под линией письма. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнок не выворачивает руку, хорошо видит образец и не смазывает ранее написанное.
Второй: кисть левой руки с ручкой повернута к груди пишущего и располагается над строкой (инвертированное положение руки).
Не стоит настаивать на каком либо из положений рук во время письма, так как это может усилить психологическое напряжение ребёнка.
Задача воспитателя поддержать малыша в любых его начинаниях. Вы должны понимать, что требовать от левши каллиграфического почерка не следует. Важно чтобы ребёнок научился правильно писать.
Предметы-помощники, нужны или нет ребёнку-левше?
Ребенку-левше необходимо адаптироваться в праворуком мире, а воспитатель может ему в этом помочь. Вот тут и появляются предметы-помощники, которые в большом ассортименте представлены на рынке, это и ручки, и карандаши, и ножницы, и линейки, и точилки и многое, многое другое. Давайте разберемся, что действительно полезно, а что может быть лишним или даже во вред. На мой взгляд, абсолютно не все предметы необходимо заменять.
Можно выделить необходимые:
Ножницы . Лезвия в ножницах для левшей перевернуто в зеркальном отражении к обычным. Благодаря этому бумага не зажевывается и ребенку будет проще научиться пользоваться ножницами. После того как ребенок в полной мере овладеет навыками работы с ножницами, я бы рекомендовала, научить его пользоваться и стандартными ножницами, данный навык будет полезным во взрослой жизни.
Карандаши, мелки, фломастеры. Специально для левшей их не выделяют, но дошкольнику удобнее карандаши и фломастеры трехгранные. Крупные треугольные мелки и карандаши помогают развивать правильный захват предмета тремя пальцами, который необходим левшам, чтобы не размазывать написанное и избежать чрезмерного сжимания пишущего инструмента.
Ручки. Существует большое разнообразие ручек для левшей: трехгранные, с быстровысыхающими чернилами, изогнутые и т. д., подобрать ручку можно только методом проб - для каждого человека индивидуально. По опыту, ручку можно использовать и стандартную, а чтобы не стирать уже написанный текст, необходимо использовать ручку со светлыми чернилами и тонким кончиком.
Точилка. Лезвие в точилке для левшей расположено так, чтобы ему было удобно точить карандаши, а не приспосабливаться к обычной точилке и делать некомфортные движения.
Необязательно:
Линейка. В специальных линейках разметка шкалы идет справа налево. Мое мнение - это не нужный для левши предмет, т. к. ребенок-левша и так часто имеет нарушения в пространственной ориентировке и в ориентировке на листе, часто пытается читать и писать справа налево и такая линейка только усугубит проблему.
Подводя итог, хочется напомнить воспитателям, что создавая комфорт для с маленького левши не пытайтесь его закапсулировать в «левом» мире, ваша задача не переделать всё под ребенка, а научить его справляться с окружающими его предметами.