МААМ-картинки

Речевая игра

Ирина Зиганова
Речевая игра

Речевая игра

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи», это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты», это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т. д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Публикация «Речевая игра» размещена в разделах

Польза этих игр в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха.

И конечно, речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Помимо этого, играя и примеряя на себя самые разные роли, ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Как играть в речевые игры и с чего начинать?

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.

Считалка «Мы сидели на печи» (На материале считалки закрепляем звуки Ч, Ж, Ш)

Мы сидели на печи,

Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».

Ели булки,

Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».

Калачи.

Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».

Бабка Ежка прилетела,

Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».

Все бараночки поела,

Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».

Нам остался лишь батон,

Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел,

Кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон!

Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (на материале игры закрепляем звук Ш)

Как у бабушки Наташи

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу.

Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее по разные стороны.

Каша пшенная с дымком,

Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком,

Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».

С хлебом,

Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом,

Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком.

Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки,

Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки!

Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша

Снова делают «тарелку» и показывают ее по обе стороны

У бабушки Наташи!

Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

«Сенокос».

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит, - «косит»

А лиса сгребает. - «сгребает»

Муха сено к возу носит, - «носит»

А комар кидает. - «кидает»

Довезли до сеновала. - вращение колёс

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду, - движение головы вправо-влево

Я оттуда упаду, - притопы

Ноженьку сломаю, - 4 прыжка на одной ноге

Буду я хромая. - «хромает»

«Помидоры».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

«Яблонька».

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений.

Веточки на яблоньке - Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали. - Качание опущенных рук вправо-влево.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали, - Качание рук вперёд-назад

Яблоки о землю

Громко застучали. Хлопки по коленкам

«Как на горке снег».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег, - 4 хлопка

И под горкой снег, снег. - 4 шлепка по коленкам

А под снегом спит медведь, -7 притопов

Тише, тише, не шуметь. - «тс» - показать 4 раза

«Тили-бом!»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом! - Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом! - 3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку – наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес, - лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс! - на последнее слово - присесть

«Тук-тук».

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок

Это что за стук? - Хлопки

Деревянный это звук: - Шлепки

Тук-тук-тук-тук. - Кулачок о кулачок

Тук-тук-тук-тук- - Кулачок о кулачок

Это что за стук? - Хлопки

Дятел жил в дупле пустом, - Шлепки

Дуб долбил, как долотом. - Кулачок о кулачок

«Назови одним словом»

Надо назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например, банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это.

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

«Разложи картинки на 2 группы»

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,

а) Овощи и фрукты

б) Домашние и дикие птицы

в) Посуда и мебель

г) Домашние и дикие животные

д) Одежда и обувь

е) Птицы и насекомые

«Выбери слово»

Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

«Найди лишний предмет».

Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

«Отгадай предмет»

Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный - (помидор)».

Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.

Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

«Подбери слово»

Лохматый, косолапый… (медведь)

Голодный, серый, злой. (волк)

Маленькая, быстрая, проворная.

Хищный, сильный, полосатый.

Яркое, теплое.

Серый, колючий.

«Подбери как можно больше названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака.); что? (река, ручей.).

Идет: кто? (девочка, кошка.); что? (дождь, снег.).

Растет: кто? (ребенок, щенок.); что? (дерево, цветок.).

Летает: кто? (бабочка, муха); что? (пушинка, самолет, воздушный шар).

«Кто как передвигается?»

Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает, бабочка -. , гусеница -. , собака -. , белка -.

«Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

«Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»

Бегать —. (собака, ребенок,.) скакать —. (лошадь, белка.) летать —. (птица, самолет,.) плавать —. (рыба. человек, лодка) ползать —. (змея, ребенок,.) катиться —. (мяч, мальчик,.) стоять —. (собака, стул,.) лежать —. (подушка, кошка, книга) прыгать —. (лягушка, воробей.) сидеть —. (ворона, человек,.)

«Отгадай названия животных»

Мычит (кто). Лает. Мяукает. Хрюкает. Ржет. Блеет.

«Подбери как можно больше слов-действий»

Курица что делает?- (кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).

Собака - … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).

Кошка - (царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).

«Отгадай, что это за животное?»

Взрослый называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?

Мяукает, лакает, царапается —.

Хрюкает, роет —.

Ржет, бегает, скачет —.

Блеет, бодается—.

Мычит, жует, ходит —.

Летает, жужжит, жалит —.

Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Публикации по теме:

Сценарий конкурса чтецов «Я люблю свою игрушку» для детей 5–6 лет. Досуговая речевая совместная деятельность. Конкурс чтецов «Я люблю свою игрушку» 1. Вход в зал. Песня Барбарики. Ритмическая композиция. Выбор и представление жюри. 2. Что вы любите.

Учим стихи, играя.Учим стихи, играя. Я и мои дошколята очень любим стихи. Но просто заучивать - для детей утомительный и не интересный процесс. Для того, чтобы запоминание было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая игра
Опубликовано: 24 марта 2015 в 17:28
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД