Гусева Ольга Петровна
Речевая карта
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФАМИЛИЯ, ИМЯ
ДАТА РОЖДЕНИЯ
ДОМАШНИЙ АДРЕС
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ
СРОК ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК
АНАМНЕЗ
Возраст матери во время беременности
Какая по счету беременность,роды
Как протекала беременность, роды
Перенесенные заболевания
СЕНСО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Держать голову,сидеть,ходить
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление
лепет
Понимание обращенной речи
Первые слова
Появление фразы
Публикация «Речевая карта» размещена в разделах
Не прерывалось ли речевое развитие ребенка?
Речевое окружение ребенка (двуязычие, дефекты речи у членов семьи)
Обращались ли ранее к логопеду? Результаты занятий
Отношение ребенка к речевому дефекту
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Лор
Окулист
Неврлог
Психолог
Активность
Усидчивость
Внимание
Память:
А) запомни 3-5 предметных картинок :
Б) запомни 3-5-7 слов (лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед)
В) запомни и повтори: Наступила осень. Листья осыпались. Птицы улетели на юг.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Пройти по широкой дорожке с открытыми глазами,с закрытыми глазами
Постоять на одной ножке, на другой
Подпрыгнуть на правой ножке,на левой,на обеих
Покружиться вправо,влево
Поймать мяч,бросить мяч
СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковые пробы:
*Коза,кольцо,чередование движений
*Сложить простой узор из спичек
Начертить простой узор по образцу: квадрат,треугольник
Ведущая рука:
А) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Где ты живешь?
Как зовут маму, где она работает?
Как зовут папу, где он работает?
Б) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ, составление рассказа по 2-3 картинкам
В) ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
1. Времена года:
-названия,последовательность
-признаки, занятия людей
-показать на картинках
2. части суток:
- названия и последовательность
-признаки, занятия людей
-показать на картинках
3. дни недели:
названия,последовательность
4. правая-левая стороны
5. сзади,спереди
Г) СЧЕТ ПРЯМОЙ
ОБРАТНЫЙ
Д) ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР квадрат,круг,треугольник,прямоугольник,овал
Е) ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ:
Красный
желтый
зеленый
синий
черный
коричневый
Ж) КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ:
З) ВЫДЕЛЕНИЕ «4 ЛИШНЕГО"
И) ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- «почтовый ящик"
- разрезные картинки
- конструирование из кубков :
по образцу
конструкции
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Темп (нормальный, быстрый, замедленный);
Голос (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
Разборчивость
Дыхание (в норме, учащенное, замедленное);
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа)
Зубы (отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние);
Прикус (глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый, прогения, прогнатия);
Челюсти
Небо (высокое или готическое; низкое; высокое уплощенное);
Уздечка (короткая укороченная, толстая утолщенная);
Переключаемость, подвижность языка, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора
СОСТОЯНИЕ МЫШЦ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Поднятие бровей
Нахмуривание бровей
Поочередное закрывание глаз
Поочередное надувание щек
Асимметрия носогубной складки, губ, лица
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
СВИСТЯЩИЕ
ШИПЯЩИЕ
СОНОРНЫЕ
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. выделение заданного звука из ряда других звуков
2. выделение заданного звука в словах: хлопни, когда услышишь слово со звуком «С»
3. подбор картинок с заданным звуком
4. различение паронимов: Покажи, где:
крыша-крыса,коза-коса, дрова-трава,бочка-почка,ложки-рожки
5. Сколько слов в предложении?
День был теплый. Около дома растет береза.
Составь схему предложения: У мамы сын.
6. Сколько слогов в слове: суп___рама___машина___
7. Выделение гласного звука из начала слова:
облако___иглы___аист___удочка___
8. Выделение гласного из середины слова:
рак___дом___лук___кит___сыр___
9. Выделение гласного из конца слова:
пила___грибы___кольцо___кенгуру___
10. Выделениие согласного из конца слова:
кот___жук___дом___шар___
11. Выделение согласного из начала слова:
танк___коза___сани___мышь___
12. Сколько звуков в слове:
сок___жуки___кошка___
13. Определение места заданного звука в слове: в начале___середине___конце___
14. Выделение общего звука в словах:
весы, сад, нос ___лак, кол, пила, ___дом, мак, рама___
15. Различение гласных и согласных ___
16 составь схему слова МАК___ГУСЬ___ ШУБА___
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ: повтори за мной как можно точнее.
Звонкие и глухие пары___
Твердые и мягкие___
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ:
1. Двусложные слова из двух открытых слогов___
2. Трехсложные слова из открытых слогов___
3. Односложные слова___
4. Двусложные слова с одним закрытым слогом___
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова___
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных___
7. Трехсложные слова закрытым слогом___
8. Трехсложные слова со стечением согласных ___
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом___
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных___
11. Односложные слова со стечением согласных___
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных___
13. Четырехсложные слова из открытых слогов___
14. Слова со сложной слоговой структурой:
Сковорода___милиционер___телевизор___
Полотенце___велоспед___мотоцикл___
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
1Назвать части туловища___
2. Назвать части лица___
3. Назвать обобщающее слово:
посуда___одежда___обувь___овощи___фрукты___мебель___
дикие животные___домашние животные___деревья___
4. Назвать слово по описанию действия:
Где живет скворец?___
Где зимой спит медведь?___
Где работает повар?___
5. Объяснение значений слов:
холодильник___
___
пылесос___
___
6. Угадай по описанию: Круглый, воздушный, летает (воздушный шарик)___
7. Назвать детенышей животных :
у коровы
у кошки
у собаки
у свиньи
у медведя
ГЛАГОЛ:
1. Подбор однородных сказуемых: Что делает? А что еще может делать?
самолет___лошадь___дятел___
2. Назвать близкие по значению слова-действия:
Шьет___вяжет___вышивает___
Варит___жарит___печет___
3. Кто как голос подает?
Кошка___утка ___
Корова___ собака___
Петух___лягушка___
Гусь___мышка___
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
1. Подобрать антонимы:
Белый-черный___твердый-мягкий___сладкий-кислый___
Большой-маленький___высокий-нзкий___толстый-тонкий___
Широкий-узкий___длинный-короткий___
2. Подобрать прилагательные к существительному:
А) По цвету:
Клубника какая?___
Лимон какой?___
Небо какое?___
Б) По качеству:
Лису за хитрость называют (хитрой)___
Волка за жадность называют___
Зайца за трусость называют___
Медведя за силу называют___
В) Относительные прилагательные (Из чего сделан предмет? Значит, он какой)
Деревянный___стеклянный___
Шерстяной___железный___
Г)Притяжательные прилагательные (Чей это хвост)
Заячий___лисий___волчий___
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
1. Выполнение одноступенчатой инструкции:
-закрой книгу___возьми карандаш___покажи карандашом книгу___
покажи книгой карандаш___
2. Выполнение двухступенчатой инструкции :
-Возьми карандаш и положи его на книгу___
3. Понимание предлогов: Покажи, где:
Кот идет к дому___ в доме___ перед домом___ за домом___
На крыше___ вылезает из трубы___под крыльцом___
4. Понимание числа существительных в предложении :
Покажи, где самолеты летят___ где самолет летит___
Где ракеты взлетают___Ракета взлетает___
С Л О В О И З М Е Н Е Н И Е
1. ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ
Р. П. Без чего?
Петух без гребня___
Стол без ножки___
Машина без колеса___
Д. П. Дает корм кому?
Петушку___курочке___гусю___
В. П. Мальчик нарисовал кого?
Медведя___собаку___белку___
Тв. п. Работает чем?
Пилой___топором___молотком___
Пр. П. Мечтает о чем?
О платье___ о кукле___ о медвежонке___
2. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ (НАЗОВИ, КАКОЙ ПО ЦВЕТУ ПРЕДМЕТ)
желтая майка ___ желтый мяч___желтое яблоко___
красная роза___ красный флаг___красное кресло___
4. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПО ЧИСЛАМ:
кровать- кровати___лампа-лампы___
5. ИЗМЕНЕНИИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА ПО ЧИСЛАМ:
стол-столы___вагон-вагоны___
6. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА ПО ЧИСЛАМ:
гнездо-гнезда___яйцо-яйца___
7. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ (НАЗВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ)
1 2 3 5
тетрадь
карандаш
яблоко
С Л О В О О Б Р А З О В А Н И Е
1. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРСТАВОК:
приехать___уехать___заехать___съехать___
2. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
Завязать___включить___принести___налить___
3. ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ СУФФИКСОМ:
Ключ___пуговица___звезда___мяч___
4. ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ:
Дом___
Лес___
5. ОБРАЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНЕЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (грязный, умный, быстрый)___
6. ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ: учит ___строит___
7. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ: сам летает___листья падают___снег падает___
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
1. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ
2. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сегодня дует сильный…. Мама завязывает дочке розовый….
В небе летит реактивный…. Я плыву по морю на огромном…
3. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЗАДАННЫМ СЛОВОМ: Расскажи про….
Медвежонка…
Собаку…
Дом….
4. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ
5. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИН
6. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ - ОПИСАНИЕ
7. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
1. ПСИХОТЕРАПИЯ:
1. Выявление и развитие потребностей ребенка к совершенствованию своей речи.
2. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка на логопедических занятиях.
II. УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: проведение закаливающих и физиотерапевтических процедур, массаж; консультации узких специалистов
Ш. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ – коррекционная работа на занятиях по физической культуре и в группе; проведение физминуток и упражнений для снятия напряжения глазных мышц и мышц плечевого пояса, шеи.
1V. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК: лепка из пластилина, мозаика, перекладывание мелких предметов (спичек, пуговиц., шнуровка, штриховка, застегивание -–расстегивание пуговиц; потешки в сочетании с координированным движением пальцев рук; пальчиковый театр.
V. АКТИВИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
1. Преодоление слюнотечения.
2. Массаж (самомассаж) мышц лица и шеи.
3. Массаж языка.
4. Артикуляционная гимнастика.
V1. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ: одновременная работа над звуками разных фонетических групп:
1. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте, связной речи, спонтанной речи:
свистящих:
шипящих:
соноров:
заднеязычных:
2. Дифференциация звуков:
VП. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ : увеличение объема дыхания и координация ритма дыхания;
VШ. РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА
1Х. ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Х. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ И ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, эмоций.
Х1. ФОРМИРОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКИСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ХП. КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
ХШ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ ГРАМОТЫ
ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
1. Жил на свете черный котенок. Однажды он погнался за мышонком. Мышонок прыгнул в банку с мукой. Котенок – за ним. Мышонок выскочил из банки и убежал. А из банки вылез белый котенок. ( Вопрос на понимание смысла: Куда подевался черный котенок? Сколько было котят)