Екатерина Метлина
Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы «Малая Родина — Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Малая Родина – Кузьминки»
(6–7 лет)
Цель: составление пересказа по опорным картинкам.
Задачи: - уточнять, расширять и активизировать предметный словарь по теме «Кузьминки» (придание, мельница, подвал, сказ);
- формировать у детей понимание откуда пошло название родного края;
- формирование любви к родному краю;
- формирование духовно-нравственных отношений.
Оборудование: магнитная доска, проектор и экран, карта усадьбы Влахернское, репродукции картин Рауха. Книга с иллюстрациями и очерками о крае: «Сказание мельника Кузьмы».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы „Малая Родина — Кузьминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Предварительная работа: беседы о районе, о том, чем славен наш край. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников, альбомов, открыток с изображением памятных мест, пейзажей природного ландшафта. Рисование герба района Кузьминки.
Ход образовательной деятельности.
1. Оргмомент.
Приглашение детей на прогулку в Кузьминский парк. (дети заходят под шум леса. На экране изображение осеннего леса)
Воспитатель: Ребята, а куда это мы с вами пришли?
Дети: в лес.
Воспитатель: Да. Только не в простой лес, а в Кузьминский парк. Посмотрите, как красиво вокруг. А какое же сейчас время года? (Осень) Правильно. А летом, многие из вас уезжали отдыхать в другие страны, в деревни, на дачи. Но все из вас вернулись на Родину. А что такое Родина?
Дети: Дом, где родился, страна, в которой мы живем, это мама и папа, это место где жили наши предки и т. д.
Воспитатель: Верно. А сейчас, я предлагаю послушать стихотворения о Родине, которые выучили Варя и Егор.
Игра «Отгадай загадку»
1) Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2) В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь везде и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый (дом)
3) Герб украшен лебедями,
А как район называется, догадайтесь сами. (Кузьминки)
2. Основная часть. Закрепление навыка пересказа текста с опорой на предметно графический план.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наш край (район, называется Кузьминки? Сейчас я прочитаю вам сказ о том, откуда пошло название Кузьминки.
«Сказание о мельнике Кузьме»
Раньше, по территории нашего края протекала река. И там, где она делала резкий поворот, вдоль берега стояли мельницы. Оттого этот край назывался Мельницей.
Я не знаю имен всех мельников, но одно имя сохранилось – Кузьма. Давайте попробуем заглянуть в гости к Кузьме.
На краю пруда, там, где находится всеми любимый водопад (слайд) с красивым многоструйным фонтаном, и где плавают лебеди, стоит дом. Верх его раньше был деревянным. (слайд) А вот нижняя часть представляет собой подвал из кирпича.
Если бы нам удалось попасть внутрь подвала, то мы увидели бы несколько столбов, которые поддерживают весь дом. Главная особенность этого темного помещения – закругленность частей потолков. Так выглядят своды (слайд). В этом подвале когда-то хранилось зерно и мука. Подобные дома строили 300-400 лет назад. Представляете, какую древность имеет этот уголок парка!
Как раз здесь, 300 лет назад стояла старая мельница. По приданию, она принадлежала мельнику Кузьме. Это место святое, ведь отсюда началась история кузьминской земли.
Предания гласят, что мельника очень уважали крестьяне окрестных деревень.
Наш герой делал хорошее дело. Он помогал молоть зерна ржи и пшеницы, превращать их в муку, чтобы потом печь хлеб и блины. А известно ли вам, что из ржаной муки пекут черный хлеб, а из пшеничной – белый?
И еще, из зерен пшеницы делают вкусную и питательную кашу – манную – ту самую, какую вам по утрам варит мама. Если не знали до сих пор, скажите спасибо мельнику Кузьме, который вам поведал о тайнах своей мельницы.
Славно потрудился мельник Кузьма и в веках благодарную память о себе оставил. Так что совсем не случайно его имя вошло в название края Кузьминки.
Вопросы:
- Как раньше назывался край и почему? (Мельница)
- Какое имя мельника сохранилось до наших дней? (Кузьма)
- Из чего был сделан подвал? (из кирпича)
- Что хранилось в подвале? (зерно и мука)
- Сколько лет назад строили такие дома с кирпичными подвалами? (300 лет назад)
- Где стоял дом мельника? (там, где водопад с многоструйным фонтаном)
- Что делал мельник Кузьма? (помогал молоть зерна ржи и пшеницы, превращать их в муку)
- Какой хлеб пекут из ржаной муки, а какой из пшеничной? (рж – черный, пш – белый)
- В честь кого назван наш район? (мельник Кузьма)
3. Ритмическая пауза с движением.
Игра «У Маланьи у старушки…»
4. Закрепление. Воспитатель своими словами пересказывает текст и друг за другом (по тексту) появляются соответствующие картинки.
Воспитатель по очереди приглашает желающих ребят попробовать пересказать текст, опираясь на получившуюся схему из картинок.
5. Итог.
Воспитатель: Итак, ребят, о чем же прочитанная сегодня сказка?
Вы узнали, почему наш район имеет такое название?
А все ли вы узнали о нашем крае? (нет) А хотите узнать больше? (да) Еще много интересного предстоит нам с вами узнать о нашей малой Родине. Многое вы узнаете, когда пойдете в школу. А сегодня, наше путешествие к таинственному месту, с которого началась история нашего края, подошло к концу. Я уже с нетерпением жду нашей следующей беседы о родном крае.