Папки-передвижки

Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Светлана Ковалева
Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Тема: «Речевое развитие детей с ОВЗ»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности посредствам художественного слова.

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о поэзии, об ее специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

Публикация «Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

3. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов; развивать поэтический слух.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Все мы хорошо знаем, какое большое значение для развития ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Заучивание стихов позволяет почувствовать поэтичность образов, понять, что о привычных явлениях можно сказать непривычно красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.

В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Задача педагога в том, чтобы подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, и это представляет определенную сложность.

Работая в коррекционной группе, я столкнулась с такими проблемами, как плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность детей.

Таким детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что – либо. В силу этих и других причин ребята с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Поэтому любая деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной слаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии, что, кстати, в немалой степени зависит от нас педагогов. И нашу работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребенок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее наша работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – это не цель, а лишь средство реализации коррекционных задач, стоящих перед нами – педагогами.

При заучивании стихотворений с детьми я поставила перед собой следующие задачи:

• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

• помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

• обеспечить запоминание,

• научить читать перед слушателями,

• воспитывать любовь к поэзии.

• превратить заучивание в любимый и самый доступный вид деятельности.

Я хочу рассказать об одном из способов запоминания текста логическим соотнесением. Суть способа в следующем: ребенок слушает стихотворение, и соотносит его логические части с подходящими картинками - устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому ребенок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то и гораздо лучше запоминает. Психологи уже давно доказали, что понимание - это основа памяти.

Я поделила этот процесс на несколько этапов

1 этап. Подбор стихотворений для заучивания

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.

На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.

Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.

2 этап. Выразительно его читаю.

Разбиваю стихотворение на блоки и рисую возникшие образы на бумаге.

Читаю данные строки для каждого блока и сопровождаю показом рисунка.

После этого прошу ребенка повторить, а затем рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть по нарисованным рисункам.

3. Заключительный этап

Рассказать стихотворение без помощи картинок только с помощью воспитателя. С нарисованными образными картинками эффективность запоминания увеличилась. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получили от этого огромное удовольствие. Ведь у детей проявляется фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихов, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, некоторые дети сами изъявляли желание рисовать картинки.

Лучшему запоминанию стихов способствуют также такие приемы, как:

• обыгрывание;

• чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

• драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

Для повторения ранее заученных стихотворений:

• Упражнение «Угадай - ка» (ребенок должен разгадать, т. е. прочесть наизусть загаданное стихотворение по картинкам)

• Игра «Смотаем стихотворение в клубочек» (Ребенок читает стихотворение и ритмично наматывает нитку в клубок)

Иногда дети приносят рисунки загадок, потешек, которые нарисовали дома с родными. Без поддержки родителей добиться хороших результатов нельзя, поэтому к выполнению подобных заданий привлекаю их.

В родительском уголке регулярно размещаем стихи, которые заучиваем с детьми, рекомендации о том, как дома драматизировать стихи, какие игровые приемы можно использовать при заучивании стихотворений.

С желающими детьми мы заучиваем стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети читают на утренниках, что является сюрпризом для группы.

.Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 14 июня 2014 в 22:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ковалева (УИ 223300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД