Ааа
Речевое развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! В данной статье мне бы хотелось представить вам показатели развития речи ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства. Это усредненные нормы, на которые опираются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Не следует забывать, что каждый малыш неповторим и имеет полное право развиваться в своем темпе. Не стоит сравнивать речь своего ребенка с речью других детей в детском саду, во дворе на площадке. Наша с вами совместная задача направить стремления ребенка к достижению нужных речевых показателей. Только, если речь вашего ребенка грубо не соответствует общепринятым речевым нормам развития, следует обратиться к специалистам. Исходя из этого, основная цель моей статьи – помочь родителям вовремя выявить отклонения в речевом развитии своего ребенка и начинать немедленно действовать. И, конечно, мы должны помнить, что речь взрослого является
Публикация «Речевое развитие дошкольника» размещена в разделах
для ребенка речевым образцом. Ваш малыш будет говорить так, как говорят у него дома, передавая все речевые и грамматические ошибки, тон и интонацию. С самого начала появления речевой активности ребенка перестаньте «сюсюкаться» с малышом, разговаривайте спокойно, четко произнося слова, специально их не растягивая и не упрощая.
Представленные критерии уровней речевого развития основываются на данных А. Н. Гвоздева и Л. Г. Парамоновой.
В возрасте 1,5 – 2 лет в речи малыша появляются первые предложения, состоящие из 2 -3 слов. Ребенок начинает использовать в речи первые прилагательные «хороший, красный, большой», появляются глаголы. Лексикон изобилует существительными и сопровождается мимикой и жестами. В активном словаре ребенка 1,5 лет накапливается
50 – 70 слов, а к 2 годам – уже 200 – 400. Ребенок правильно произносит гласные а, у, о, и; э и ы может заменять на звукосочетание йэ; согласные,в основном, мягкие т', д', с', з'. Так
же характерно упрощенное произношение слов, укорачивание слова до первого слога. Пассивный словарь (слова, которые ребенок знает, но не произносит) значительно превышает активный (слова, используемые в речи). К 3 годам ребенок пользуется распространенными предложениями, использует предлоги и местоимения. Активно использует в речи слова, обозначающие качество предметов (свойства, форма, цвет). Это период активного словотворчества, у малыша появляется самооценка, самостоятельность. Он начинает говорить о себе в первом лице. Ребенок уже способен по 5 – 10 минут слушать короткие истории, запоминать и рассказывать небольшие стишки и потешки. Но в речи остаются еще грамматические ошибки. Постепенно уходит физиологическое смягчение согласных звуков. Произносит все
гласные и простые согласные б – б', г – г', в – в', п – п', м – м', т – т', н – н', к – к', ф – ф'. В период с 2 до 3 лет у родителей должно появиться беспокойство, если у ребенка после появления первых 3 – 5 слов стойкое и длительное отсутствие появления новых слов;
малыш произносит только часть целого слова, искажает или произносит аморфные слова; не строит из слов предложения; не использует глаголы; предложения грамматически грубо оформлены; не использует слово «я»; при произнесении звуков кончик языка у ребенка между зубов, слышится «хлюпанье», назальный (носовой) оттенок.
В 4 года ребенок общается сложноподчиненными предложениями, слушает длинные сказки., рассказывает об увиденном и услышанном. Активный словарь составляет 1500 – 2000 слов. Ваш ребенок уже называет свое имя и фамилию, имена родственников и друзей. В речи появляются свистящие звуки с – с', з – з'. Период 4,5 – 5 лет – основной в становлении звукопроизношения. К этому моменту ребенок должен правильно произносить все гласные, свистящие и шипящие ш, щ, ж, ч. В
5 – 5,5 лет – соноры р – р', л – л'. В речи нет грамматических ошибок. Слова ребенок произносит правильно, не заменяя и искажая звуки, не пропуская и не перестанавливая слоги (кроме трудных слов, типа «водопроводчик, регулировщик»). Дети знают названия
животных и их детенышей, профессии, обобщающие значения слов. Могут (с незначительной помощью взрослого) пересказать сказку или небольшой рассказ. Словарь объемом 2500 – 3000 слов, состоит из всех частей речи.
В этом возрасте следует обратиться к логопеду, если у вашего ребенка есть нарушения звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замены и искажения звуков; нарушена слоговая структура слова – пропуски и перестановки слогов; бедный активный словарь, ребенок не понимает значения и смысла многих слов; не может
самостоятельно построить высказывание или пересказать сказку; нарушена темпо – ритмическая сторона речи (ускоренный или замедленный темп, запинки, необоснованные остановки в речи, послоговое произношение слов). В старшем дошкольном возрасте 6 – 7 лет все звуки у ребенка должны быть в норме. Дети используют все формы устной общения: диалог, монолог, контекстную и ситуативную
речь. Полностью отсутствуют перестановки, замены и пропуски звуков.
Успехов Вам!
Подготовила учитель-логопед – Савостьянова Светлана Аркадьевна Используемая литература:
«Возрастные речевые нормы по А. Н. Гвоздеву»