Марина Галушка
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужнавезде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речиребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей и родителей поподготовке детей к школе является именно развитие речи.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Именно поэтому мы рекомендуем использовать для занятий игры. И прежде всего – пальчиковые. Пальчиковые игры – это движения рук, которые выполняются в сопровождении потешек или стихотворений. На начальном этапе не стоит заставлять ребенка заучивать текст наизусть. Взрослый рассказывает потешку и показывает движения, ребенок повторяет. Постепенно дети легко запоминают и движения, и тексты.
Приведем в качестве примера пальчиковую игру из книги О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!».
Игра «Фрукты»
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре
пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз!
(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям, старайтесь использовать разные игры. Чередуйте их, используйте игры, требующие движений. Например, игры с мячом.
Игра «Один – много»
Играют двое. Игроки перекидывают друг другу мяч. Первый игрок называет слово и кидает мяч. Второй игрок возвращает мяч и называет слово во множественном числе: мяч – мячи, дом – дома и т. д.
Большую роль в занятиях по развитию речи играют картинки. С их помощью ребенок лучше понимает и запоминает значение слов. Поэтому рассматривайте вместе с детьми иллюстрации в книгах, репродукции картин. Учите детей описывать картинку, помогая наводящим вопросами. Внимательно рассматривайте и собственные рисунки детей, расспрашивая, кто (что) изображено на рисунке.
Занятия по развитию речи не требуют дополнительной подготовки, особых пособий и пр. Используйте то, что окружает ребенка. Например, игрушки.
Игра «Любимая игрушка»
Предложите ребенку описать игрушку, опираясь на вопросы.
Назови свою любимую игрушку. Как ее зовут? Как она у тебя появилась? Кто тебе ее подарил? Как ты заботишься о своей игрушке?
Попросите ребенка нарисовать свою любимую игрушку.
И конечно же, не будем забывать о чтении! Обязательно читайте детям, обсуждайте прочитанное, предлагайте слепить из пластилина или нарисовать любимого персонажа книги.
Помните, что дети дошкольного возраста не могут заниматься подолгу. Лучше часто, но по чуть-чуть. И не стоит настаивать на занятии, если ребенку нездоровится или у него плохое настроение.