Получи документы

Речевые физкультминутки на занятиях

Эльмира Пыгина
Речевые физкультминутки на занятиях

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми, у которых речевые нарушения сочетаются с отклонениями в развитии осанки и стопы, врожденной патологией. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп ребенка с речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно - психическое состояние.

Публикация «Речевые физкультминутки на занятиях» размещена в разделах

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток дыхательную гимнастику:

Игра «Пузырь»

«Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

психогимнастику – например – считалочка – бормоталочка:

1. Ехал – грека – через - реку.

2. Ехал – грека - через – (хлопок).

3. Ехал - грека – (хлопок)- (хлопок).

4. Ехал - (хлопок)(хлопок)(хлопок).

5. (Хлопок)(хлопок)(хлопок)(хлопок).

музыкальное сопровождение, пение, речевые игры, элементы логоритмики- например, речевая подвижная игра «Зима». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

• Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

• Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики;

Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

Появился самолет («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда – сюда, (наклоны вправо – влево)

Делай «раз» и делай «два». (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

И на место все садись! (сели на места)

• Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

• Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией, а движения и тексты – быть доступными детям.

Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материалы для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Исходя из опыта логопедической работы целесообразно выделить два вида физкультминуток : фонетико- фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь) :

Чок- чок- чок – стучит каблучок. Мы со звуком Ч играем

Оч – оч – оч – наступила ночь. И словечки подбираем:

Ач – ач – ач – испекли калач. Чайник, бабочка, яичко,

Чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чайка, чемодан, синичка,

Чи – чи – чи – к нам летят грачи. Ключ, кузнечик, одуванчик,

Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Мяч, клубничка, сарафанчик.

и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря).

Считалочка под мяч «Транспорт» «Продукты» (на каждую строчку – четыре хлопка)

Мы картинки называем Жили были сыр, котлеты,

С ними транспорт изучаем: Мармелад, зефир, конфеты,

Вот троллейбус и автобус, Соки, овощи и фрукты,

Самосвал и аэробус, Называем их – продукты,

Самолет и самокат, Называем их – еда,

Саночки и снегокат. Очень любим их всегда!

Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации дня после сна и т. д. Например, физкультминутка на прогулке. Имитация движений. «Листики».

Мы листики осенние, Ветер снова набежал

На ветках мы сидим. И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели

Мы летели, мы летели И на землю снова сели.

И на землю тихо сели.

Дошкольники во время занятий с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М. : Карапуз –дидактика, 2005.-33с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2003.- 48с.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.- 96с.

4. Черенкова Е. Ф. - Оригинальные пальчиковые игры. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186 с.

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо,.

Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей "Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей" На музыкальных занятиях с детьми необходимо применять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые физкультминутки на занятиях
Опубликовано: 8 мая 2014 в 11:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД