Эльмира Пыгина
Речевые физкультминутки на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми, у которых речевые нарушения сочетаются с отклонениями в развитии осанки и стопы, врожденной патологией. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп ребенка с речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно - психическое состояние.
Публикация «Речевые физкультминутки на занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток дыхательную гимнастику:
Игра «Пузырь»
«Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
психогимнастику – например – считалочка – бормоталочка:
1. Ехал – грека – через - реку.
2. Ехал – грека - через – (хлопок).
3. Ехал - грека – (хлопок)- (хлопок).
4. Ехал - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
5. (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
музыкальное сопровождение, пение, речевые игры, элементы логоритмики- например, речевая подвижная игра «Зима». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны соответствовать следующим требованиям:
• Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
• Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики;
Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)
Появился самолет («полетели» как самолеты)
Мах крылом туда – сюда, (наклоны вправо – влево)
Делай «раз» и делай «два». (повороты вправо – влево)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (повороты вправо – влево)
Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
И на место все садись! (сели на места)
• Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
• Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией, а движения и тексты – быть доступными детям.
Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материалы для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Исходя из опыта логопедической работы целесообразно выделить два вида физкультминуток : фонетико- фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь) :
Чок- чок- чок – стучит каблучок. Мы со звуком Ч играем
Оч – оч – оч – наступила ночь. И словечки подбираем:
Ач – ач – ач – испекли калач. Чайник, бабочка, яичко,
Чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чайка, чемодан, синичка,
Чи – чи – чи – к нам летят грачи. Ключ, кузнечик, одуванчик,
Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Мяч, клубничка, сарафанчик.
и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря).
Считалочка под мяч «Транспорт» «Продукты» (на каждую строчку – четыре хлопка)
Мы картинки называем Жили были сыр, котлеты,
С ними транспорт изучаем: Мармелад, зефир, конфеты,
Вот троллейбус и автобус, Соки, овощи и фрукты,
Самосвал и аэробус, Называем их – продукты,
Самолет и самокат, Называем их – еда,
Саночки и снегокат. Очень любим их всегда!
Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации дня после сна и т. д. Например, физкультминутка на прогулке. Имитация движений. «Листики».
Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.
Дошкольники во время занятий с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М. : Карапуз –дидактика, 2005.-33с.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2003.- 48с.
3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.- 96с.
4. Черенкова Е. Ф. - Оригинальные пальчиковые игры. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186 с.