Преснякова Екатерина
Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.
Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию задачи и по развитию речи, и формирование элементарных математических представлений, и изобразительную деятельность. При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но здесь идет выделение части занятия как решения одной речевой задачи., что на наш взгляд сужает возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи, и лишь незначительно повышает интерес детей к речевой работе.
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети сначала должны выслушать рассказ-образец воспитателя по картине, а затем рассказы детей. Содержание рассказов почти одинаковое, варианты бывают в количестве предложений или их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое, наличием повторов («ну, потом, вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с незначительной интерпретацией.
Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Сидите прямо, глазки на Сашу, он рассказывает…» Этого требования хватает на 30-40 минут. На занятии воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями.
По отзывам педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем рассказывание по картине нет. А такой вид работы должен давать положительные результаты. На этом основании позволим усомниться, что:
- надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;
- рассказы, составленные воспитателем и детьми, должны служить примером для подражания другим детям;
- именно занятия по составлению рассказов в том виде как они проводятся, могут эффективно решать задачи речевого развития, тем более формировать творческие способности.
Трудно поспорить с тем, что ребенок должен научиться рассказывать по картине к школе. Возникшее противоречие попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И. Н. Мурашковской, Н. П. Валюмс и методов составления загадок А. А. Нестеренко.
Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптивных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер, 1946г., появляется достаточно гарантийный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности ребенка-дошкольника.
В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена в рамках авторской программы и с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи.
Занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес как у детей 3-7 лет, так и у воспитателей, прошедших специальный курс подготовки.
Методика рассчитана на два типа рассказов по картине :
Первый тип рассказа : «Описательный рассказ».
Функция: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с обще дидактическими требованиями.
Виды получаемых рассказов (выделяем условно) :
- рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие темы;
- развернутое описание конкретно взятого объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.
Второй тип. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Функция: речь как описание изменения действительности.
Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.
Виды получаемых рассказов (выделено условно) :
- рассказ как фантастическое преобразование содержания;
- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;
- рассказ от имени изображенного (представляемого объекта) с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Пособие включает в себя игры как с конкретного изображенным объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Такая форма позволяет ненавязчиво, на высоком мотивационном уровне, усвоить то или иное мыслительное действие по отношению к изображенному и выразить словесно полученное преобразование.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть – опосредованно касается содержания картины, но развивает воображение и диалектическое мышление. Сформированные детские умения системного, классификационного, прогнозируемого, преобразовательного плана в дальнейшем переносятся в процесс построения дошкольниками собственных рассказов. Именно их и можно назвать творческими.