Евгения Вагаева
Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть1: пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
1. Даётся краткая характеристика детского сада и группы, прописывается актуальность, обоснование для введения дополнений, обновлений;
2. Указывается программа (программ, на основании которой составлена данная рабочая программа (указывается название, автор, год издания);
3. Указывается общее количество занятий и количество занятий в неделю;
4. Определяются цель (одна) и задачи (достаточно 4-5);
5. Обязательно прописывается национально-региональный компонент и компонент ДОУ;
Публикация «Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ, Часть1: пояснительная записка» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
6. Учитывается интеграция образовательных областей, направлений.
Пример пояснительной записки факультатива "По дороге в школу"
Пояснительная записка
«Правильно организованное обучение
должно вести за собой развитие ребёнка»
Л. С. Выготский
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенный возраст, идет в школу.
В настоящее время к будущим первоклассникам предъявляются всё более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника грамотным, полноценным, всесторонне развитым.
Наиболее полное раскрытие познавательных, коммуникативных и творческих потенциалов личности дошкольника в МАДОУ № 2 определено через выбор приоритетного направления.
Дошкольное образовательное учреждение № 2 с 2012 года реализует приоритетное познавательно-речевое направление развития ребёнка с обновлением материала по различным парциальным программам, расширяющим и углубляющим развитие детей в этой области.
Разработка рабочей программы «По дороге в школу» обусловлена:
1. Нормативно-правовой базой:
• постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
• приказом Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
• проектом Закона «Об образовании»;
2. Социальным заказом родителей;
3. Желанием самих детей.
Настоящая программа представляет курс по обучению детей дошкольного возраста 6-7 лет элементам грамоты. Данная программа составлена на основе авторской педагогической технологии «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Е. В. Колесниковой, рекомендованной учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования с применением источников, приведённых в списке литературы.
Программа «По дороге в школу» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
Данная программа расчитана на 1 год, предусматривает организацию работы с детьми в количестве 36 учебных часов непосредственно образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Длительность НОД составляет 30-35 минут.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Цель - развитие познавательных и коммуникативных способностей, творческих сил ребенка.
Задачи
1. Совершенствовать способность к звуко-буквенному анализу;
2. Подготовить руку ребёнка к письму;
3. Формировать интерес и способность к чтению, умение понимать прочитанный текст;
4. Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
5. Воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному языку, поощрять стремления будущих школьников проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Данная программа реализуется воспитателями, психологом на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Реализация компонента ДОУ осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, по следующим направлениям:
1. Лексическая и грамматическая работа :
• обогащение словарного запаса детей, употребление многозначных слов в речи;
• употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
• ответы на вопросы, участие в диалоге;
• подробный пересказ текста по зрительной опоре;
• составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
• знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
• знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
• выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
• выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
• чтение и составление слогов, слов, предложений.
3. Обучение звуко-слоговому анализу:
• звуковой анализ состава слогов и слов;
• дифференциация понятий «звук» и «буква»;
• соотнесение букв и звуков.
4. Работа по подготовке руки к письму, формирование графических навыков:
• написание слов, предложений печатными буквами;
• знакомство с тетрадью в линейку и способам работы в ней;
• развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру и др.).