Осипова Тамара
Рекомендации педагога-психолога «Как подготовить малыша к детскому саду»
Каждый родитель желает для своего ребенка всего самого лучшего: лучший детский сад, лучшие игрушки, лучшие условия для его развития. И по такому принципу выбирают дошкольное учреждение, но как правило, дети отказываются идти в детский сад, начинаются истерики, болезни и т. п. Как этого можно избежать?
Успешность проживания адаптации в легкой степени на 50% зависит от готовности ребенка к условиям детского сада и на 50% от родителей.
Публикация «Рекомендации педагога-психолога „Как подготовить малыша к детскому саду“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Первое на что стоит обратить внимание – это развитие бытовых навыков у ребенка. Малыш, который пойдет в детский сад должен уметь самостоятельно принимать пищу, проситься на горшок или уметь им пользоваться, уметь одевать шапку, штаны, носки. Давайте разбираться, чем может быть чревато отсутствие данных навыков.
Когда ребенок идет в детский сад, он должен быть заранее, месяца за 2 быть отученным от грудного вскармливания, соски, поильников. В детском саду готовят твердую пищу (котлеты, макароны, салаты и т. п., ребенок не умеющий жевать подвергается риску подавиться пищей, остаться голодным, т. к. нет привычной для него еды. Умение орудовать ложкой дает возможность мозгу формировать нейронную связь «глаз-рука-рот», что позволяет ребенку чувствовать себя, свое тело, считывать движения и управлять ими. Данный процесс развивает координацию, моторику. А прием разнообразной пищи плодотворно влияет, на работу кишечника, что соответственно повышает иммунитет.
Также рефлекс сосания успокаивает нервную систему, но в условиях детского сада нет мамы с грудью или соски, которые его успокоят. Ребенок учится справляться с новой ситуацией по новому и постепенно привыкает обходиться без стимуляции ротовой области. В случае, когда малыша, не отученного от соски или груди, приводят в новое место, он естественно тревожится и ищет привычный способ успокоения, и вход идут игрушки, пальцы и т. п. Приходит мама, дает опять грудь или соску, а на следующий день история повторяется. В результате, у ребенка помимо фрустрации формируется связь, садик - это очень тревожное место, начинаются манипуляции со стороны детей вплоть до психосоматических заболеваний.
Второй навык – проситься на горшок. В современном мире памперсы являются одним из лучших изобретений для мамы, ребенок сухой - мама спокойна. Но в памперсе ребенок не научается чувствовать дискомфорт от мокрых плавок, не формируется регуляторная функция по удержанию мочи и кала. По мимо этого, полный памперс, весящий на ребёнке, смещает точку тяжести тела, что может привести в неправильному развитию мышечного каркаса. Обучение использования горшка развивает у ребенка саморегуляцию.
Третий навык – самостоятельное одевание шапки, штанов, носков. Это очень важный навык для развития ребенка. Здесь формируются многочисленные сложные нейронные связи в мозге малыша, позволяющие научиться ребенку координации, развитию мелкой и крупной моторики, развитию мышечного тонуса кистей рук. Родители оказывают ребенку «Медвежью услугу» одевая его самостоятельно, конечно Ваша помощь и контроль необходимы малышу. Особенно если вы торопитесь на работу, но чтобы процесс одевания проходил более спокойно, стоит встать на 15 минут пораньше и предоставить ребенку возможность потренироваться в этом непростом и сложном деле. Для завлечения ребенка, можно использовать шутки, сказки. Например, нога – это поезд, который заехал в туннель (штаны). Где же наш поезд? Вот он! Тянем – потянем! Дети, как правило, с удовольствием включаются в подобную игру, тем более мама играет вместе с ним.
И конечно данный навык имеет практическую сторону. В группе, как правило, 20-30 человек, воспитатель один. Пока она всех оденет, первый одетые дети уже упреют и соответственно, возникает риск заболевания.
Важную роль играет и эмоциональная готовность родителей к временной разлуке с ребенком. Небольшая тревожность при расставании, особенно в первое время является нормой. Но если вы хотите одеть на ребенка часы с прослушивающей функцией, заглядываете в группу через окно, ожидая увидеть страшные картины, то это говорит о Вашей неготовности и повышенной тревожности. Дети являются вашим «зеркалом», они чувствуют все ваши переживания и выдают их через слезы и крики. Чувствуя ваш страх, с которым вы передаете ребенка незнакомому человеку, малыш тоже начинает испытывать его.
Для того чтобы избежать подобных разрушающих переживаний стоит подумать о том, что вы можете сделать за эти пару часов, пока ребенок будет в садике? Лучше поначалу загрузить себя какой-то работой, чтобы меньше думать о том, как ребенок в незнакомом месте. Или наоборот подумать о возможности отдохнуть, поспать. Если сильная тревожность, не отпускает вас, то можно обратиться к за медикаментозной поддержкой в врачам. Посетить психолога, для поиска истинной причины Ваших переживаний и проработать их.
Чтобы процесс адаптации проходил легко, можно заранее начинать проговаривать малышу и себе, что он уже большой, пойдет в детский сад, где будут новые игрушки и новые друзья. Можно поиграть с ребенком в детский сад, используя игрушки, уложить их спать, покормить и т. п. или рассказать добрые сказки про волшебный детский сад. И важно проговорить, что мама обязательно заберет его и они будут обниматься и долго - долго делиться своими впечатлениями. Таким образом, вы подготовите не только ребенка, но и себя. Очень важно принимать момент взросления ребенка, доверять воспитателям, и себе!